Дистанционная форма обучения по охране труда используется в основном, когда нет возможности освободить сотрудника от работы на несколько дней. Это доступный способ сэкономить время и деньги и при этом выполнить требования закона. А вот как организовать дистанционное обучение в учебном центре и самостоятельно в организации, о плюсах и минусах этой формы обучения — давайте рассмотрим.
Как организовать дистанционное обучение в учебном центре
—— Обратите внимание ——
Сроки, в которые учебный центр обязуется прислать готовые документы, в договоре могут быть затянуты. Для того чтобы подготовить и отправить документы достаточно трех рабочих дней.
————————————————————————————————————————————————
Для того чтобы организовать дистанционное обучение по охране труда, необходимо отправить запрос в учебный центр — в каждой обучающей организации форма заявки своя. К заявке нужно приложить список сотрудников, которых требуется обучить, указать их должности, Ф. И. О., название программы и реквизиты предприятия. Затем нужно согласовать и подписать договор, форму которого предложит учебный центр. Но есть возможность внести в него свои правки. Надо внимательно проверить указанные в документе сроки обучения и названия программ, а также данные сотрудников, например, могут быть ошибки в фамилиях или названиях должностей.
Учебный центр пришлет на электронный адрес инструкцию и персональный доступ к обучению — логин и пароль для входа в систему дистанционного обучения. Дальше работнику понадобится только компьютер и интернет.
Работник, который закончил дистанционное обучение, проходит финальное экзаменационное тестирование — проверку знаний. После того как сотрудник успешно сдаст экзамен, учебный центр отправит работодателю по почте удостоверение установленного образца, выписку из протокола и бухгалтерские документы.
Как организовать дистанционное обучение самостоятельно
Чтобы организовать дистанционное обучение в своей организации, нужно воспользоваться пошаговым алгоритмом.
Шаг 1. Следует разработать программу дистанционного обучения. В программу нужно включить информацию об основах охраны труда, основах управления охраной труда в организации, особенностях обеспечения требований охраны труда и безопасности производственной деятельности, защите пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Далее надо утвердить программу у руководителя организации. Программу можно утвердить как отдельным приказом, так и записью об утверждении в самой программе — согласно пункта 5.16 ГОСТ Р 7.0.97–2016.
Шаг 2. Нужно подготовить материалы: записать видеолекции по охране труда, разработать практические упражнения, текстовые разъяснения, тесты промежуточного контроля и прочее.
Шаг 3. Следует внедрить компьютерную программу. Нужно создать электронную платформу, куда можно будет загрузить материалы по обучению и тесты для прохождения проверки знаний. После сдачи теста программа должна автоматически формировать протокол заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников в установленной форме — так указано в приложении 1 к Порядку обучения № 1/29. Чтобы разработать такую программу, потребуется обратиться к программистам в своей организации или воспользоваться услугами сторонних компаний.
Шаг 4. Требуется определить ответственных. Нужно назначить приказом ответственных сотрудников, которые будут контролировать процесс сдачи экзамена в филиалах.
Шаг 5. Далее требуется обработать результаты. После того как работник сдаст экзамен, он должен поставить подпись в протоколе проверки знаний. Ответственный сотрудник распечатывает из программы протокол с результатами и получает подпись от экзаменуемого. Затем отправляет документ в головное подразделение, где его подписывают члены комиссии. Оригинал протокола следует хранить в личном деле сотрудника, а копию этого документа направить в филиал.
Какие преимущества и недостатки у дистанционного обучения
Дистанционное обучение подходит не для всех работников, но остается удобным способом выполнить требования законодательства без лишних издержек. Рассмотрим основные преимущества и недостатки такой формы.
Преимущества | Недостатки |
Работник экономит время для основной работы | Отсутствует контакт с преподавателем |
Работодатель экономит деньги | Снижается вовлеченность работника |
Удобный режим обучения: обучение в любое время и в любом месте | Нет возможности задавать вопросы |
Последовательное изложение материала | Риск, что работники пройдут обучение формально |
Работник может пересматривать лекции, которые не усвоил с первого раза | Тестирование не всегда позволяет достоверно проверить знания работника |
На вопрос — «Должны ли программы дистанционного обучения содержать видеоматериалы ?» — можно ответить однозначно
«Да, должны.». Ведь каждый сотрудник обладает индивидуальными особенностями по восприятию учебно-методических материалов — одни предпочитают изучать текстовую информацию, а другим необходимо аудиовизуальное сопровождение. А потому, чтобы обучение было качественным, нужно использовать и разъяснительные текстовые документы, и видеоматериалы.