Подготавливаемые документы по оценке профрисков для проверки инспектора ГИТ — 2

В законе до сих пор нет четкого перечня документов, которые должен разработать работодатель для управления профрисками. Но зато Роструд уже опубликовал методичку для инспекторов ГИТ, в которой указал, какие документы по процедуре проверять у организаций. Давайте рассмотрим, какие виды локальных актов следует разработать, чтобы у инспектора не было претензий.

Документ, который подтверждает проведение оценки уровней рисков

Чтобы подтвердить проведение процедуры, составляют документ, в котором указывают информацию об установленных уровнях по каждому риску. Это могут быть отчеты об оценке профрисков или карты оценки профрисков. Отчетом, в котором собраны данные по всем рабочим местам, удобно пользоваться службе охраны труда и другим членам оценочной группы. На его основе разрабатывают корректирующие мероприятия и выбирают из них наиболее приоритетные в целом по организации. А вот карты оценки профрисков, составленные для каждого рабочего места, полезны уже для работников. Их размещают на рабочих местах вместе с инструкциями по охране труда, чтобы к информации был постоянный доступ.

Конкретная информация в документе зависит от того, какой выберите метод. Например, если оценивать уровень риска с помощью метода Файна–Кинни, в итоговую таблицу нужно включить индекс профессионально риска (ИПР). Чтобы определить его величину, перемножают балльные значения трех показателей: вероятности, подверженности и последствий наступления событий. Критерии этих значений указывают, когда описывают метод. В любом случае в документе нужно указать наименование опасности и рядом уровень риска ее реализации.

Фрагмент из отчета об оценке профрисков с установленными уровнями рисков

№ п/п Наименование помещения/рабочего места Факторы риска Наименование опасности Индекс профессионального риска (ИПР) = Вероятность (в баллах) * Подверженность (в баллах) * Последствия (в баллах) Итог
1 Склад Стойки с вещами имеют хрупкую конструкцию Опасность падения груза Очень вероятно-6 * Регулярно (ежедневно)-6 * Легкая травма, достаточно оказания первой помощи-1 36
2 Склад Отсутствует накладка на ножке стремянки Опасность падения с высоты Очень вероятно-6 * Регулярно (ежедневно)-6 * Потеря трудоспособности, инвалидность, профзаболевание-7 252

Документ с перечнем корректирующих мероприятий

В Методических рекомендациях Роструд указывает, что в документе должны быть прописаны меры по исключению, снижению и контролю уровней рисков. На практике мероприятия по контролю описывают в положении о СУОТ либо в отдельном документе, который разработали в организации. А в отчетные документы включают корректирующие мероприятия, которые разработали, чтобы устранить риск или снизить его уровень. Делайте, как удобно лично вам, главное — отразить в локальных документах по процедуре всю информацию, которую требует Роструд.
Мой личный опыт показывает, что при разработке корректирующих мероприятий нужно сразу назначать ответственного за реализацию мер и устанавливать конкретный срок на выполнение задач. Поэтому в отчетных документах лучше предусмотреть дополнительные графы для такой информации.

Фрагмент из отчета об оценке профрисков с примером корректирующих мероприятий

п/п

Факторы риска Наименование опасности Уровень риска (ИПР) Корректирующие мероприятия Срок на выполнение Ответственный за выполнение мероприятий
1 Стеллаж не прикреплен к полу Опасность падения груза 252 1. Прикрепить стеллаж к полу; 2. Проводить регулярный контроль 24.06.2020; Постоянно Начальник склада Иванов И.Н.
2 Деформированные полки стеллажей Опасность пореза частей тела 108 1. Заменить элементы стеллажей с острыми кромками на исправные;

2. Внести изменения в конструкцию стеллажей (резиновые уголки);

3. Проводить постоянный контроль

01.07.2020;

 

05.12.2020;

 

Постоянно

Начальник склада Иванов И.Н.

Комментарий эксперта

Какие документы по управлению профрисками нужно разработать в организации ? Закон не устанавливает конкретное количество документов, поэтому следует исходить из своих личных потребностей и размеров предприятия. Чтобы пройти проверку, достаточно детально прописать процедуру в положении о СУОТ или в отдельном документе об управлении профрисками, а по результатам работы составить отчет об оценке профрисков. В отчет включить все выявленные опасности, напротив них указать установленные уровни рисков и для каждой опасности прописать корректирующие мероприятия (как в примере отчета).

Если у вас маленькая офисная организация, удобно сразу сделать общий отчет по всем рабочим местам, ознакомить с ним сотрудников и установить периодичность для повторного анализа уровней рисков. Но если предприятие крупное, процедуру следует проводить постепенно. Поэтому нужны будут формы документов для промежуточных результатов. В таких случаях служба охраны труда ведет одну общую электронную таблицу, в которую вносит все выявленные опасности, установленные по ним уровни риска и необходимые корректирующие мероприятия. А промежуточные результаты оформляют в картах оценки профриска, которые составляют для каждого рабочего места. С огромным отчетом невозможно ознакомить всех работников предприятия, а с картой для конкретного рабочего места — без проблем.

Помимо документов, перечисленных в Методических рекомендациях Роструда, работодатель издает приказы по предприятию. В них назначают ответственных и указывают сроки проведения каждого из этапов управления профрисками.

Добавить комментарий