В законе до сих пор нет четкого перечня документов, которые должен разработать работодатель для управления профрисками. Но зато Роструд уже опубликовал методичку для инспекторов ГИТ, в которой указал, какие документы по процедуре проверять у организаций. Давайте рассмотрим, какие виды локальных актов следует разработать, чтобы у инспектора не было претензий.
Документ, который подтверждает проведение оценки уровней рисков
Чтобы подтвердить проведение процедуры, составляют документ, в котором указывают информацию об установленных уровнях по каждому риску. Это могут быть отчеты об оценке профрисков или карты оценки профрисков. Отчетом, в котором собраны данные по всем рабочим местам, удобно пользоваться службе охраны труда и другим членам оценочной группы. На его основе разрабатывают корректирующие мероприятия и выбирают из них наиболее приоритетные в целом по организации. А вот карты оценки профрисков, составленные для каждого рабочего места, полезны уже для работников. Их размещают на рабочих местах вместе с инструкциями по охране труда, чтобы к информации был постоянный доступ.
Конкретная информация в документе зависит от того, какой выберите метод. Например, если оценивать уровень риска с помощью метода Файна–Кинни, в итоговую таблицу нужно включить индекс профессионально риска (ИПР). Чтобы определить его величину, перемножают балльные значения трех показателей: вероятности, подверженности и последствий наступления событий. Критерии этих значений указывают, когда описывают метод. В любом случае в документе нужно указать наименование опасности и рядом уровень риска ее реализации.
Фрагмент из отчета об оценке профрисков с установленными уровнями рисков
№ п/п | Наименование помещения/рабочего места | Факторы риска | Наименование опасности | Индекс профессионального риска (ИПР) = Вероятность (в баллах) * Подверженность (в баллах) * Последствия (в баллах) | Итог |
1 | Склад | Стойки с вещами имеют хрупкую конструкцию | Опасность падения груза | Очень вероятно-6 * Регулярно (ежедневно)-6 * Легкая травма, достаточно оказания первой помощи-1 | 36 |
2 | Склад | Отсутствует накладка на ножке стремянки | Опасность падения с высоты | Очень вероятно-6 * Регулярно (ежедневно)-6 * Потеря трудоспособности, инвалидность, профзаболевание-7 | 252 |
Документ с перечнем корректирующих мероприятий
В Методических рекомендациях Роструд указывает, что в документе должны быть прописаны меры по исключению, снижению и контролю уровней рисков. На практике мероприятия по контролю описывают в положении о СУОТ либо в отдельном документе, который разработали в организации. А в отчетные документы включают корректирующие мероприятия, которые разработали, чтобы устранить риск или снизить его уровень. Делайте, как удобно лично вам, главное — отразить в локальных документах по процедуре всю информацию, которую требует Роструд.
Мой личный опыт показывает, что при разработке корректирующих мероприятий нужно сразу назначать ответственного за реализацию мер и устанавливать конкретный срок на выполнение задач. Поэтому в отчетных документах лучше предусмотреть дополнительные графы для такой информации.
Фрагмент из отчета об оценке профрисков с примером корректирующих мероприятий
№
п/п |
Факторы риска | Наименование опасности | Уровень риска (ИПР) | Корректирующие мероприятия | Срок на выполнение | Ответственный за выполнение мероприятий |
1 | Стеллаж не прикреплен к полу | Опасность падения груза | 252 | 1. Прикрепить стеллаж к полу; 2. Проводить регулярный контроль | 24.06.2020; Постоянно | Начальник склада Иванов И.Н. |
2 | Деформированные полки стеллажей | Опасность пореза частей тела | 108 | 1. Заменить элементы стеллажей с острыми кромками на исправные;
2. Внести изменения в конструкцию стеллажей (резиновые уголки); 3. Проводить постоянный контроль |
01.07.2020;
05.12.2020;
Постоянно |
Начальник склада Иванов И.Н. |
Комментарий эксперта
Какие документы по управлению профрисками нужно разработать в организации ? Закон не устанавливает конкретное количество документов, поэтому следует исходить из своих личных потребностей и размеров предприятия. Чтобы пройти проверку, достаточно детально прописать процедуру в положении о СУОТ или в отдельном документе об управлении профрисками, а по результатам работы составить отчет об оценке профрисков. В отчет включить все выявленные опасности, напротив них указать установленные уровни рисков и для каждой опасности прописать корректирующие мероприятия (как в примере отчета).
Если у вас маленькая офисная организация, удобно сразу сделать общий отчет по всем рабочим местам, ознакомить с ним сотрудников и установить периодичность для повторного анализа уровней рисков. Но если предприятие крупное, процедуру следует проводить постепенно. Поэтому нужны будут формы документов для промежуточных результатов. В таких случаях служба охраны труда ведет одну общую электронную таблицу, в которую вносит все выявленные опасности, установленные по ним уровни риска и необходимые корректирующие мероприятия. А промежуточные результаты оформляют в картах оценки профриска, которые составляют для каждого рабочего места. С огромным отчетом невозможно ознакомить всех работников предприятия, а с картой для конкретного рабочего места — без проблем.
Помимо документов, перечисленных в Методических рекомендациях Роструда, работодатель издает приказы по предприятию. В них назначают ответственных и указывают сроки проведения каждого из этапов управления профрисками.