Инструкция по охране труда для водителя автомобиля
1. Общие требования охраны труда
- 1.1 К управлению автомобилем допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие соответствующее водительское удостоверение, прошедшие медицинское освидетельствование, вводный инструктаж, первичный инструктаж, обучение и стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда и соответствующую квалификацию согласно тарифно-квалификационного справочника.
- 1.2 Водитель автомобиля, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда и ежегодную проверку знаний по охране труда, не должен приступать к работе.
- 1.3 Водитель автомобиля должен соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, принятые в Обществе.
- 1.4 Продолжительность рабочего времени водителя не должна превышать 40 часов в неделю. Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиком сменности, утверждёнными работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом.
- 1.5 При выполнении работ на водителя автомобиля возможно воздействие следующих опасных и вредных производственных факторов: -вывешенный автомобиль или его агрегаты; -горячая вода и пар; -легковоспламеняющиеся вещества; -газы и другие токсичные вещества; -этилированный бензин; -оборудование, инструмент, приспособления; -падение водителя в результате его неосторожных действий при выходе из кабины и передвижении по территории.
- 1.5.1 Автомобиль, вывешенный только подъёмным механизмом, представляет собой большую опасность, так как может упасть и придавить водителя.
- 1.5.2 Горячая, охлаждающая жидкость, вода и пар при попадании на кожный покров вызывают ожоги.
- 1.5.3 Легковоспламеняющиеся вещества (пары, газы), в процессе обращения с которыми нарушаются правила безопасности, могут стать причиной пожара и взрыва.
- 1.5.4 Газы и другие токсичные вещества (бутан, оксиды азота, оксид углерода, этилмеркаптан и другие), попадая через органы дыхания в организм человека, приводят к тяжёлым отравлениям.
- 1.5.5 Этилированный бензин действует отравляюще на организм при вдыхании его паров, загрязнении им тела, попадании его в организм с пищей или питьевой водой.
- 1.5.6 0борудование, инструмент и приспособления при неправильном использовании или их неисправности приводят к травмам.
- 1.6 Запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями, оборудованием, обращению с которыми водитель не обучен и не проинструктирован.
- 1.7 Водитель автомобиля должен быть обеспечен спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам автомобильного транспорта и шоссейных дорог и Коллективным договором.
- 1.8 Водитель автомобиля должен соблюдать правила пожарной безопасности. Курить разрешается только в специально отведенных местах.
- 1.9 Замеченные при работе на линии неисправности автомобиля, а также нарушения в упаковке или креплении груза водитель должен попытаться исправить собственными силами, а при невозможности — сообщить на предприятие и вызвать техпомощь.
- 1.10 При направлении для совместной работы двух и более человек водитель должен выполнять распоряжения и указания старшего, назначенного руководителем ответственным за соблюдение требований безопасности.
- 1.11 Водитель автомобиля должен соблюдать правила личной гигиены. Перед приёмом пищи и курением вымыть руки с мылом.
- 1.12 За невыполнение данной инструкции виновные привлекаются к ответственности согласно законодательства Российской Федерации.
2. Требования охраны труда перед началом работы
- 2.1 Перед выездом на линию водитель автомобиля должен:
- 2.1.1 Пройти предрейсовый медосмотр.
- 2.1.2 Получить у диспетчера путевой лист и инструктаж об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза.
- 2.1.3 Проверить техническую исправность и укомплектованность автомобиля. При осмотре особое внимание обратить на:
- -исправность аккумуляторной батареи, стартёра, тормозов, рулевого управления, освещения, сигнализации, дверей кабины, салона, отопительного устройства, запоров бортов, глушителя и плотность его соединений и т.д.;
- -отсутствие утечки топлива, масла, охлаждающей жидкости;
- -давление воздуха в шинах и их исправность;
- -надлежащую укомплектованность автомобиля необходимыми инструментами, приспособлениями, инвентарём и их исправность.
- 2.2 Перед пуском двигателя водитель автомобиля должен:
- -отключить и отсоединить элементы подогрева;
- -затормозить автомобиль стояночным тормозом;
- -поставить рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение;
- -проверить герметичность системы питания;
- -проверить подкапотное пространство (на автомобилях, работающих на газовом топливе).
- 2.3 Водитель автомобиля может использовать пусковую рукоятку только в случае временной неисправности стартёра или при пуске двигателя после ремонта.
- 2.4 При пуске двигателя пусковой рукояткой водитель автомобиля должен соблюдать следующие требования безопасности:
- -не брать рукоятку в обхват;
- -пусковую рукоятку поворачивать снизу вверх;
- -при ручной регулировке опережения зажигания устанавливать позднее зажигание;
- -не применять никаких рычагов, действующих на пусковую рукоятку.
- 2.5 Водителю автомобиля запрещается:
- -производить пуск двигателя путем буксировки;
- -подогревать двигатель, коробку передач, картеры ведущих мостов открытым огнем;
- -эксплуатировать автомобили со снятым воздушным фильтром.
3. Требования охраны труда во время работы
- 3.1 При работе на линии водитель автомобиля должен:
- 3.1.1 Начинать движение автомобиля, только убедившись в отсутствии помех на пути движения. На автомобиле-самосвале ¬дополнительно — только при опущенном кузове.
- 3.1.2 Перед выходом из кабины:
- -выключить зажигание или перекрыть подачу топлива;
- -затормозить автомобиль стояночным тормозом, убедиться в отсутствии опасности, связанной с движением транспортных средств как в попутном, так и во встречном направлениях;
- -не прыгать из кабины, кузова автомобиля.
- 3.1.3 После выхода из кабины, в случае, если автомобиль остановлен на участке дороги, имеющем уклон (даже незначительный), подложить под колёса противооткатные упоры (башмаки).
- 3.1.4 Своевременно очищать грязь, снег и лёд с подножек. Не допускать попадания на них масла и топлива.
- 3.1.5 Отдыхать в кабине автомобиля только при неработающем двигателе, так как в противном случае это может привести к отравлению оксидом углерода, содержащимся в отработавших газах автомобиля.
- 3.1.6 Перед подачей автомобиля назад убедиться, что этот маневр не создаст опасности и что поблизости нет людей.
- 3.1.7 Перед началом движения задним ходом в условиях недостаточного обзора сзади (из-за груза в кузове, при выезде из ворот и т.п.) требовать выделения человека для организации движения автомобиля.
- 3.1.8 Открывать пробку радиатора на горячем двигателе — в рукавице или накрыв её тряпкой (ветошью). Пробку открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону открывающего.
- 3.1.9 Заправку автомобиля топливом производить в соответствии с правилами безопасности, установленными для заправочных пунктов.
- 3.1.10 Для перелива бензина пользоваться специальным устройством. Засасывать бензин ртом через шланг запрещается.
- 3.1.11 В зимнее время для предупреждения случаев обморожения при устранении неисправности в пути, работать только в рукавицах. Запрещается прикасаться к металлическим предметам, деталям и инструментам руками без рукавиц.
- 3.1.12 При заправке автомобиля топливом в зимнее время заправочные пистолеты брать только в рукавицах, не допускать обливания и попадания топлива на кожу рук и тела.
- 3.1.13 Для открытия и закрытия бортов грузового автомобиля — прибегать к помощи другого лица.
- 3.1.14 Если при пуске на заправочной колонке двигатель работает с хлопками, то
водитель автомобиля обязан немедленно заглушить двигатель и отбуксировать автомобиль для устранения неисправностей в безопасное место.
- 3.2 Водителю автомобиля запрещается:
- 3.1.15 Проинструктировать пассажиров перед их посадкой на грузовой автомобиль, предназначенный для перевозки людей, о порядке посадки и высадки, предупредив их о том, что стоять в кузове и сидеть на бортах движущегося автомобиля — запрещается.
- 3.1.16 Не допускать лиц, сопровождающих груз, для поездки в кузове грузового автомобиля, если в нём не предусмотрены места для сидения, расположенные ниже уровня борта не менее чем на 15 см.
- 3.1.17 Проверять соответствие укладки и надёжность крепления грузов и тентов на подвижном составе требованиям безопасности и обеспечения сохранности грузов, а в случае обнаружения нарушений в укладке и креплении груза и тентов — потребовать от лица, ответственного за погрузочные работы, устранить их.
- 3.1.18 Перевозить стеклянную тару с жидкостями только в специальной паковке, причём она должна устанавливаться вертикально (пробкой вверх).
- 3.1.19 При загрузке кузова автомобиля навалочным грузом — следить, чтобы он не возвышался над бортами кузова (стандартными или наращенными) и располагался равномерно по всей площади кузова.
- 3.1.20 Следить, чтобы штучные грузы, возвышающиеся над бортами кузова, увязывались крепким исправным такелажем (канатами, верёвками). Запрещается пользоваться металлическим канатом и проволокой.
- 3.1.21 Следить, чтобы ящичный, катно-бочковой и другой штучный груз был уложен плотно, без промежутков, укреплён и увязан так, чтобы при движении (резком торможении, трогании с места и крутых поворотах) он не мог перемещаться по полу кузова. При наличии промежутков между местами груза следует вставлять деревянные прокладки и распорки.
- 3.1.22 Следить, чтобы бочки с жидким грузом были установлены пробкой вверх. Каждый ряд уложенных бочек на бок должен подклиниваться на крайних рядах. Запрещается применять вместо деревянных клиньев другие предметы.
- 3.1.23 Перевозить пылящие грузы в подвижном составе (открытых кузовах), оборудованном пологами и уплотнителями. Запрещается перевозить горячие грузы в деревянных кузовах.
- 3.1.24 Перевозить грузы, превышающие габариты кузова по длине, ширине и высоте, в соответствии с требованиями Правил дорожного движения.
- 3.1.25 Грузы, превышающие габариты подвижного состава по длине на 2 м и более (длинномерные грузы), перевозить на автомобилях с прицепами ¬роспусками, к которым грузы должны надёжно крепиться. При одновременной перевозке длинномерных грузов различной длины — следить, чтобы более короткие грузы располагались сверху.
- 3.1.26 Следить, чтобы при погрузке длинномерных грузов (труб, рельсов, брёвен и т.п.) на автомобиль с прицепом-роспуском оставлялся зазор между щитом, установленным за кабиной автомобиля, и торцами груза для того, чтобы на поворотах и разворотах груз не цеплялся за щит. Для предупреждения перемещения груза вперёд при торможении и движении под уклон — груз должен быть надёжно закреплён.
- 3.1.27 Принимать и перевозить опасные грузы и пустую тару из-под них в соответствии с правилами по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.
- 3.1.28 Следить, чтобы на всех грузовых местах, содержащих опасные вещества, были ярлыки, обозначающие вид опасности груза, верх упаковки, наличие хрупких сосудов в упаковке.
- 3.1.29 Очистить кузов автомобиля перед подачей к месту погрузки от посторонних предметов, а также от снега, льда, мусора и т.п..
- 3.1.30 При отсутствии колесоотбойного бруса в местах разгрузки требовать от грузополучателя указаний о минимальном расстоянии от откоса или обрыва, на которое можно подъезжать для разгрузки.
- 3.1.31 Ставить свой автомобиль не ближе 1 м от впереди стоящего автомобиля и не менее 1,5 м от автомобиля, стоящего сбоку под погрузкой или разгрузкой. При постановке автомобиля для погрузки или разгрузки соблюдать интервал не менее 0,5 м между зданием и автомобилем и не менее 1 м между штабелем груза и автомобилем. При погрузке или разгрузке груза с применением эстакад, платформ, рамп высотой, равной уровню пола кузова, подавать автомобиль вплотную к ним.
- 3.1.32 В случае обнаружения при работе на объекте грузоотправителя и грузополучателя нарушений правил и норм охраны труда, которые могут привести к несчастному случаю или ДТП, потребовать их устранения от грузоотправителя или грузополучателя.
- 3.1.33 При остановке и стоянке на неосвещённых участках дороги в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости, включать габаритные или стояночные огни автомобиля.
- 3.1.34 При вынужденной остановке автомобиля на обочине или проезжей части дороги для проведения ремонта выставить позади автомобиля знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь.
- 3.1.35 При работе под автомобилем располагаться таким образом, чтобы ноги не находились на проезжей части дороги.
- 3.1.36 В случае необходимости выполнения работ под поднятым кузовом автомобиля-самосвала устанавливать инвентарные приспособления фиксации кузова (упоры, фиксаторы, штанги).
- 3.1.37 При накачивании или подкачивании снятых с автомобиля шин в дорожных условиях в отверстия диска колеса установить предохранительную вилку соответствующей длины и прочности или положить колесо замочным кольцом вниз.
- 3.1.38 Перед началом работы автокрана, автомобиль с монтажным подъёмником и т.п. устанавливать на горизонтальной площадке с обязательной установкой выдвинутых опор. Под башмаки опор должны подкладываться специальные деревянные подкладки. Запрещается:
- -устанавливать автокраны, монтажные подъёмники и т.п. у края рва, кювета, обрыва и т.п., где возможно оползание грунта;
- -работать при невыдвинутых и незапертых опорах;
- -использовать в качестве подкладок случайные предметы;
- -передвигать автомобиль с поднятыми в люльке людьми или поднятым грузом;
- -сидеть на бортах поднятой люльки;
- -устанавливать автокраны, автомобили-самосвалы, автомобили с монтажными подъёмниками и т.п. вблизи линии электропередач без специального разрешения;
- -производить работы в тёмное время суток без достаточного освещения.
- -выполнять какие-либо работы по обслуживанию и ремонту автомобиля на расстоянии
ближе 5 м от зоны действия погрузочно¬-разгрузочных механизмов;
- -на заправочном пункте пользоваться открытым огнем и курить, проводить ремонтные и регулировочные работы, заправлять топливо при работающем двигателе, допускать перелив топлива, разрешать пассажирам находиться в кабине, салоне или кузове;
- -курить и использовать открытый огонь при погрузке, выгрузке и перевозке взрывоопасных грузов;
- -перевозить грузы с концами, выступающими за боковые габариты автомобиля;
- -загораживать грузом двери кабины;
- -грузить длинномерные грузы выше стоек коников;
- -во время погрузки контейнеров на автомобиль (выгрузки) находиться в кабине, кузове, а также на расстоянии менее 5 м от зоны действия грузоподъёмного механизма (за исключением водителя автомобиля-самопогрузчика);
- -перевозить пассажиров в кузове необорудованного грузового автомобиля;
- -перевозить детей в кузове грузового автомобиля, даже оборудованного для перевозки людей;
- -перевозить людей на безбортовых платформах на грузе, размещенном на уровне или выше борта кузова, на длинномерном грузе и рядом с ним, на цистернах, прицепах и полуприцепах всех типов, в кузове автомобиля-самосвала и специализированного грузового автомобиля (рефрижератора и др.), в кузове автомобиля с контейнерами;
- -перевозить в кабине, кузове и салоне количество людей больше, чем это указано в паспорте завода-изготовителя;
- -перевозить людей на подножках, крыльях и бамперах и бортах, стоящих в кузове оборудованного грузового автомобиля, а также при незакрытых дверях подвижного состава;
- -перевозить в холодное время года пассажиров, грузчиков и сопровождающих грузы лиц в открытом кузове;
- -подавать автомобиль на погрузочно-разгрузочную эстакаду, если на ней нет ограждения;
- -ставить автомобиль-самосвал для разгрузки под ЛЭП без разрешения владельца ЛЭП;
- -допускать к ремонту автомобиля посторонних лиц, включая пассажиров и грузчиков.
4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях
- 4.1 При возникновении аварий и ситуаций, которые могут привести к авариям и несчастным случаям, водитель автомобиля должен:
- 4.2 При возникновении в здании пожара, задымлении:
- 4.3 При несчастном случае:
- 4.1.1 Немедленно прекратить работу и известить непосредственного руководителя о происшедшем с ним или по его вине несчастном случае, а также о любом несчастном случае с участием других работников предприятия, свидетелем которого он был.
- 4.1.2 Оперативно принять меры по устранению причины аварии или ситуации, которая может привести к авариям или несчастным случаям.
- 4.2.1 Немедленно сообщить по телефону «01» в пожарную охрану, оповестить работающих, поставить в известность руководителя подразделения, сообщить о возгорании на пост охраны.
- 4.2.2 Открыть запасные выходы из здания, обесточить электропитание, закрыть окна и прикрыть двери.
- 4.2.3 Приступить к тушению пожара первичными средствами пожаротушения, если это не сопряжено с риском для жизни.
- 4.2.4 Организовать встречу пожарной команды.
- 4.2.5 Покинуть здание и находиться в зоне эвакуации.
- 4.3.1 Немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию.
- 4.3.2 Принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц.
- 4.3.3 Сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения – зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести другие мероприятия).
5. Требования охраны труда по окончании работы
- 5.1 По окончании работы водитель автомобиля обязан:
- 5.1.1 Перед постановкой автомобиля на место стоянки с подогревом -убедиться в отсутствии утечки топлива.
- 5.1.2 Вымыть руки с мылом.
- 5.1.3 Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.