Одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является государственный и общественный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда.
Органы государственного и общественного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства
1. Государственный контроль — 4
Федеральной службой по труду и занятости (приказ Федеральной службы по труду и занятости от 24 января 2011 года № 14) и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 24 марта 2010 года № 103) разработаны и утверждены Методические рекомендации по применению должностными лицами положений и норм Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
—— ВНИМАНИЕ ! ——
Положения Федерального закона № 294-ФЗ не применяются к действиям органов Роструда при проведении расследования несчастных случаев на производстве (ч.3 ст.1), что фактически означает, что нормы данного Федерального закона не действуют при осуществлении уполномоченными должностными лицами федеральной инспекции труда надзорно-контрольных мероприятий, связанных с процедурой расследования обстоятельств и причин несчастных случаев на производстве, локализацией их последствий и обеспечением соблюдения прав пострадавших в результате несчастных случаев на производстве.
Указанные действия осуществляется уполномоченными должностными лицами федеральной инспекции труда в соответствии с положениями и требованиями ТК РФ и иных нормативных правовых актов в данной сфере.
——————————————————————————————————————————————
В соответствии с положениями Федерального закона № 294-ФЗ проверки подразделяются на плановые и внеплановые. В свою очередь плановые или внеплановые мероприятия по контролю (надзору) проводятся в форме документарных либо выездных проверок.
Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. Ежегодный Сводный план проверок составляется Генеральной прокуратурой и размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры.
Необходимо учитывать также, что между проверками хозяйствующих субъектов, могут проводиться оперативные надзорно-контрольные мероприятия, в том числе в форме внеплановых проверок при наличии оснований для их проведения, установленных Федеральным законом № 294-ФЗ, количество которых не регламентируется действующим законодательством, так как они обусловлены исключительно возникшими объективными обстоятельствами.