Одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является государственный и общественный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда.
Органы государственного и общественного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства
1. Государственный контроль — 6
Основанием для начала проведения каждой проверки является распоряжение руководителя органа Роструда (его заместителя) о проведении проверки в отношении конкретного юридического лица или индивидуального предпринимателя, составляемое по типовой форме, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 года № 141. Проведение проверки без распоряжения относится к категории грубых нарушений требований по организации и проведению проверок и является одним из оснований для привлечения уполномоченных должностных лиц федеральной инспекции к административной ответственности (ст. 19.6.1 КоАП РФ).
Как плановая так и внеплановая проверка может проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.
Форма проведения проверки определяется при формировании ежегодного плана проверок и указывается в распоряжении руководителя органа органа Роструда (его заместителя) о проведении проверки.
Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица или индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также формируемых ими при осуществлении хозяйственной деятельности, связанных с исполнением обязательных требований в сфере труда, исполнением предписаний и иных законных требований и решений уполномоченных должностных лиц федеральной инспекции труда.
При проведении плановой проверки в форме документарной проверки необходимо руководствоваться нижеследующими обязательными положениями:
В начале проведения плановой документарной проверки уполномоченным должностным лицом федеральной инспекции труда, проводящим проверку, в первую очередь, рассматриваются документы проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя и сведения о нем, имеющиеся в органе Роструда (акты предыдущих проверок, предписания об устранении ранее выявленных нарушений обязательных требований, материалы дел об административных правонарушениях в отношении руководителей и должностных лиц хозяйствующих субъектов и иные материалы ранее проведенных в отношении данного хозяйствующего субъекта надзорно-контрольных мероприятий).
В случае отсутствия или недостаточности в органе Роструда материалов и документов, позволяющих сделать объективные выводы и заключения о соблюдении проверяемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований в сфере труда, уполномоченным должностным лицом федеральной инспекции труда, проводящим проверку, проверяемому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю направляется копия распоряжения о начале проведения проверки и мотивированный запрос с требованием представить необходимые для рассмотрения документы, перечень которых определяется исходя из характера и объемов проводимых мероприятий по контролю (надзору).
При направлении запроса целесообразно письменно предупредить работодателя об административной ответственности за непредставление в срок запрашиваемой информации.
Не допускается требовать у проверяемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, и нотариального удостоверения копий документов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.