В соответствии с трудовым законодательством все работники должны быть обучены безопасным методам и приемам выполнения работ. При этом зачастую выполнение указанного требования сводится к формализму (наличие удостоверений, необходимые подписи в журналах регистрации инструктажей). Таким образом отдельные работодатели обеспечивают минимизацию финансовых и юридических рисков, связанных с контролем со стороны Роструда и его территориальных органов, забывая об обеспечении реальной безопасности работников.
Насколько легитимно дистанционное обучение
Ни для кого не секрет, что зачастую дистанционное обучение воспринимается работодателями как формальное, то есть не как процесс, направленный на получение знаний, а как мероприятие, целью которого является просто получение удостоверений без проведения обучения как такового. Возможно в этом состоит «заслуга» рынка образовательных услуг, который буквально насыщен недобросовестными организациями, предлагающими получить документы — удостоверения и дипломы — в течение одного-трех дней с момента подачи заявки.
При этом в соответствии со статьей 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ обучение с использованием дистанционных образовательных технологий является нормативно закрепленной формой получения образования по различным направлениям подготовки за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством.
Например, Приказом Минобрнауки от 20 января 2014 года № 22 утверждены Перечни профессий и специальностей среднего профессионального образования, по которым реализация образовательных программ не допускается, если применяется исключительно электронная форма обучения либо форма дистанционных образовательных технологий.
Нюанс качественного дистанционного обучения
Одним из аспектов организации дистанционного обучения является необходимость предусматривания того факта, что каждый обучающийся обладает индивидуальными особенностями в части воприятия учебно-методических материалов — одна категория людей предпочитает изучать информацию в виде текста, другие же лучше усваивают информацию с аудиовизуальным сопровождением.
Статистика — наука точная, не терпящая безосновательных выводов. А потому вполне логично опираться на проведенные научными исследования, статистический учет действий пользователей системы дистанционного обучения которых показал, что при выборке порядка 15000 человек 63,47 % пользователей потратили в два раза больше времени на просмотр видеолекций и презентаций, чем на изучение материалов в виде текста. Это ли не свидетельство того, что качественное дистанционное обучение невозможно без максимального охвата подачи учебных материалов, начиная от текстов и заканчивая видеороликами?!
Тонкость вовлечения обучающихся в процесс
Надо учитывать, что разные форматы учебно-методических материалов не являются некой панацеей для обеспечения качества обучения. Даже самый интересный документальный фильм человек не всегда досматривает до конца. А уж обучающие ролики тем более не вызывают большей увлеченности.
В последнее время очень популярны, так называемые, story-курсы, представляющие собой, как правило, сюжетную презентацию с элементами игры, либо сюжетный видеоролик или видеоролик в формате интервью. Качественно сделанные story-курсы позволяют не только донести информацию до человека, но и дают мотивацию для выполнения тех или иных действий, либо наоборот — удерживают от совершения неверных поступков. Следовательно, story-курсы очень востребованы для обучения в области охраны труда.