Ошибки специалистов по ОТ при переходе на новые требования к обеспечению СИЗ — 2

Давайте рассмотрим некоторые основные ошибки специалистов по охране труда при переходе на новые требования по обеспечению средствами защиты, чтобы не нарушать закон в этом плане. Ведь надо разобраться, в каких случаях внепланового инструктажа недостаточно и когда можно не использовать приложение 1 ЕТН, можно ли частично перейти на ЕТН и чем нормативный срок эксплуатации отличается от срока годности СИЗ.

Ошибка 3. Путают срок годности и нормативный срок эксплуатации

Ситуация. Работнику выдали каску, которая пролежала на складе дольше трех лет, но прекрасно сохранилась и блестит, как новенькая. В локальных документах отметили, что выдали ее на два года, так как согласно ЕТН у нее такой нормативный срок эксплуатации.

В чем ошибка. Срок годности каски, согласно эксплуатационной документации, — пять лет. Из-за того что каска долго хранилась на складе, срок ее годности стал меньше, чем нормативный срок эксплуатации по ЕТН. Поэтому ее нельзя выдать работнику на два года. Ведь работодатель обязан контролировать замену СИЗ по истечении сроков их годности — утверждено в пункте 72 Правил № 766н.

Нормативный срок эксплуатации указывают в ТОН или в ЕТН. Например, 1 костюм на год или 12 пар перчаток на год. Срок годности указывают на маркировке, упаковке или в эксплуатационной документации на средства защиты. Производители указывают срок годности и гарантийный срок для СИЗ, которые теряют защитные свойства при хранении или эксплуатации — согласно подпункта 12 пункта 4.2 Техрегламента ТР ТС 019/2011.

Как действовать. В описанной ситуации работодатель может выдать каску на год или сразу утилизировать ее. Избежать ошибок поможет электронный учет закупленных СИЗ, которые хранятся на складе. Нужно указать в файле сроки годности, чтобы работники не путались в понятиях и с помощью фильтров отслеживали, какие СИЗ нужно выдавать в первую очередь.

Ошибка 4. Не обучают работников при переходе на ЕТН

—— Важно ——
Если в организации не осуществлен переход на ЕТН и продолжается выдача СИЗ, применять которые работников уже обучили, внеплановое обучение не требуется. В связи с изменениями достаточно организовать внеплановый инструктаж.
———————————————————————————————————————————————————————————————————

Ситуация. Предприятие с сентября перешло на выдачу СИЗ по ЕТН. В связи с изменениями работникам провели внеплановый инструктаж, а обучение не организовали. Специалист по ОТ обосновал такое решение тем, что внеплановое обучение нужно только в случае, когда требование о нем есть в НПА, который вступает в силу — указывается в пункте 61 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 24.12.2021 № 2464.

В чем ошибка. Нельзя допускать к работе персонал, который не прошел обучение в установленном порядке — требование из статьи 214 ТК РФ, части 3 статьи 5.27.1 КоАП. А Правила № 2464 и Правила № 766н обязывают обучить работников использовать средства защиты, если для их применения нужны практические навыки — указано в пункте 38 Правил № 2464, пункте 10 Правил № 766н. Поэтому, если работникам выдали новые средства защиты, нужно организовать обучение по их правильному использованию.

Как действовать. На основе новых локальных норм выдачи необходимо составить и утвердить перечень СИЗ, применение которых требует от работников практических навыков — согласно пункта 38 Правил № 2464. На основе этого перечня следует разработать новые программы для обучения. Включить в них нужно темы по правилам применения СИЗ, способам проверки работоспособности и исправности средств защиты, отработку практических навыков.
И организовать обучение.

Ошибка 5. Фиксируют выдачу СИЗ в личной карточке по старой форме

—— Обратите внимание ——
В старой форме личной карточки выдачи СИЗ есть избыточная информация о проценте износа средств защиты, которые возвращает работник.
———————————————————————————————————————————————————————————————————

Ситуация. В организации разработали порядок выдачи СИЗ на основе Правил № 766н. Однако в приложении к порядку утвердили форму карточки учета выдачи СИЗ, которую разрабатывали по старым требованиям. Специалист по ОТ обосновал позицию тем, что в Правилах № 766н не обязательная, а рекомендуемая форма, поэтому работодатель вправе не менять привычную форму.

В чем ошибка. Минтруд придерживается позиции, что рекомендованный образец документа содержит минимальные требования к его содержанию. То есть работодатели вправе вносить дополнительные сведения, но исключать информацию — нельзя. Если продолжать вести карточку по старой форме, в ней не будет минимальной информации из рекомендованного образца, утвержденного в Правилах № 766н. К примеру, информации о классе защиты СИЗ.

Как действовать. Требуется разработать и утвердить новую форму личной карточки учета выдачи СИЗ, на основе рекомендуемой формы. Все средства защиты, которые в организации выдаются работникам после 1 сентября 2023 года, необходимо регистрировать в карточке по новой форме. При этом карточки старого образца продолжают действовать до истечения срока носки СИЗ. Если нужно выдать новые СИЗ, но в карточке вписана спецодежда, срок носки которой не истек, следует оформить новую карточку и приложить к ней старую.

Добавить комментарий