Вывод СИЗ из эксплуатации — процедура важная, грозящая немалыми штрафными санкциями за ее неисполнение. Поэтому в организации нужно установить порядок списания средств индивидуальной защиты. Потребуется разрабатывать локальные соответствующие документы, определять критерии для списания, принимать итоговое решение в каждой ситуации и прочее. Давайте разбираться.
Какие ЛНА разработать
Порядок вывода СИЗ из эксплуатации. Установить порядок можно в разделе общего Порядка обеспечения. Порядок вывода СИЗ из эксплуатации лучше формировать так, чтобы выявлять критерии списания на этапах выдачи, применения, хранения и ухода за средствами защиты.
Инструкции по обслуживанию и периодическому осмотру СИЗ. Разработать их требуется для каждого вида работ, где применяют средства индивидуальной защиты. В них перечислить, что работник должен проверить в СИЗ, перед тем как выполнять работы. Например, в стропах и привязях — швы, ремни и ленты, в карабинах и спусковых устройствах — наличие трещин, деформаций и следов коррозии. Для наглядности визуализируйте критерии с помощью картинок из интернета или фотографий ранее списанных в организации СИЗ. Работники будут знать, когда нужно обратиться к руководителю и попросить заменить средства защиты.
Бланк проверки состояния СИЗ. В Правилах № 766н установили обязанность работодателя обеспечить проведение проверок исправности СИЗ, но где фиксировать результаты, не уточнили — информация в пункте 59 Правил № 766н. Рекомендуется использовать бланк проверки состояния СИЗ. Документ не обязателен, но если показать его инспектору ГИТ, то сократится количество вопросов о проверках средств защиты.
Использовать бланк нужно только для СИЗ, неисправность которых может привести к тяжелым травмам или смерти работника. Например, отражать в нем проверки СИЗ для работы на высоте. Его можно переделать под себя в зависимости от СИЗ и количества проверок за срок эксплуатации.
Следует назначить ответственного за осмотр СИЗ, который будет фиксировать периодические проверки и хранить бланки. Лучше выделить под эту задачу отдельного специалиста, если организация крупная и есть такая возможность. В обратном случае ответственным можно назначить работника склада, например, кладовщика. Он должен знать критерии списания каждого СИЗ, которое проверяет, и при выявлении направлять бланк и средство защиты в инвентаризационную комиссию.
Комментарий эксперта
Можно ли указать критерии вывода СИЗ из эксплуатации в инструкциях по ОТ и не разрабатывать инструкции по обслуживанию и периодическому осмотру средств защиты?
Да, можно добавить в инструкции по ОТ раздел «Функциональная проверка СИЗ» и в нем перечислить критерии для списания СИЗ, которые применяет работник. Но в этом случае каждый раз, когда будут меняться Нормы выдачи, придется пересматривать часть инструкций по ОТ для профессии. С инструкциями по обслуживанию и периодическому осмотру СИЗ такой проблемы не будет. Принимать решение следует в зависимости от того, как часто планируется вносить изменения в Нормы выдачи.