Давайте рассмотрим, как специалисту по охране труда использовать предписание, чтобы при проверке ГИТ не отвечать за чужие нарушения. Ведь для этого следует правильно оформить документ и проконтролировать его исполнение. Положительным итогом работы будет правильно организованная и исполненная процедура.
Зачем специалисту по охране труда выдавать предписания
Специалист по охране труда может использовать предписания, чтобы контролировать, как соблюдают требования охраны труда работники организации. Предписание поможет доказать при проверке ГИТ, что специалист по охране труда в рамках своих должностных обязанностей сделал все, что от него зависело.
При проверке инспектор определяет ответственное лицо за организацию охраны труда в подразделении, где выявил нарушение. Инспектор привлечет директора, который обязан обеспечивать безопасные условия и охрану труда, и виновных должностных лиц. Если не закрепить ответственных по каждой процедуре, отвечать за нарушения придется также и специалисту по охране труда.
—— Обратите внимание ——
Необходимо проверять ЛНА о назначении ответственных, чтобы не отвечать за чужие нарушения.
———————————————————————————————————————————————————————————————————
Необходимо прописать в СУОТ и других ЛНА задачи и функции работников в области охраны труда, чтобы и со специалиста по охране труда снять часть ответственности, и заставить непосредственных руководителей понимать всю глубину своей ответственности за сохранность жизни и здоровья подчиненных. Например, за выдачу направлений на медосмотры можно назначить работника кадровой службы, а за обеспечение СИЗ — специалиста отдела снабжения. За допуск к работе без обучения или медосмотра — непосредственного руководителя. Специалист по охране труда не должен отвечать за всю охрану труда в организации.
Как сделать предписание рабочим инструментом — 1
Можно использовать нижеследующий алгоритм из пяти шагов, чтобы правильно составить предписание и при проверке избежать ответственности за чужие нарушения.
Шаг 1
Следует разработать чек-листы для проверок. Этот шаг не обязателен, но чек-листы помогут выявить нарушения при плановых и внеплановых проверках. Организация проверок и подготовка материалов к ним занимают много времени, поэтому лучше использовать составленные заранее чек-листы. Также будет возможность сразу отметить в них все нарушения, чтобы зафиксировать данные.
Надо подготовить чек-листы в зависимости от количества видов работ, которые выполняют в организации. Если их несколько, удобно разработать шаблон по каждому. Нужно указать в чек-листе все требования охраны труда из ПОТ по видам работ. Можно разработать проверочные листы для каждого подразделения и указать в них все требования к выполняемым работам. При необходимости можно дорабатывать чек-листы в процессе проверок.
Шаг 2
Следует проводить плановые и внеплановые проверки. Требуется составить и утвердить график с учетом структуры организации и специфики производственной деятельности. Начать проверки лучше с подразделений, в которых по результатам оценки профрисков выявлены высокие или значительные уровни. Внеплановые проверки необходимо проводить в подразделениях, где чаще выявлялись нарушения.