Методы пропаганды охраны труда — 1

Не секрет, что в большинстве организаций есть место безразличию к охране труда, пока не произойдет несчастный случай. Именно тогда взоры руководителей и обращаются к вопросам охраны труда. Давайте рассмотрим некоторые методы, которые помогут поднять статус службы охраны труда на должный уровень. Снижение уровня травматизма — вот результат грамотной работы в этом направлении.

Пример. Работа в управляющей компании, которая руководила несколькими юрлицами с общей численностью персонала 12 тысяч человек в шести городах, у специалиста по охране труда была, естественно, весьма напряженная. Из-за масштабов бизнеса и хаотичности процессов об охране труда вспоминали, только когда происходили несчастные случаи, число которых достигало пяти-шести в месяц. Тогда, помимо обязательных мероприятий, специалист по охране труда решил начать пропаганду, чтобы изменить отношение к охране труда в организации. Вот примеры методов, которые помогли добиться желаемого результата и повысить уровень безопасности на предприятии.

Метод 1. Разработать и внедрить программу адаптации

Программа адаптации — комплект документов, с которыми ознакомляют работника при трудоустройстве и переводе на другую должность. Помимо обязательных документов по охране труда специалист по охране труда включил в программу дополнительные тематические памятки, алгоритмы и т. д. Они помогают работнику разобраться в специфике предприятия, наглядно рассмотреть опасные ситуации и запомнить правильный порядок действий. Вот что можно включить в программу адаптации:

  1. Обязательные документы по охране труда: программы обучения, инструкции по охране труда, перечень опасностей на рабочем месте, карты СОУТ и т.д.;
  2. Памятки и алгоритмы по темам: безопасность при выполнении конкретных работ, действия при несчастных случаях и в аварийных ситуациях, оказание первой помощи при типичных травмах;
  3. Презентации по темам: обязательное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, обеспечение безопасности в аварийных ситуациях, ответственность руководителей и работников;
  4. Задания: определение аварийных ситуаций, выбор инструмента или приспособления, сопоставление травмы и действий при оказании первой помощи;
  5. Тесты по темам: общие вопросы охраны труда, организация медицинских осмотров, порядок выполнения работ, оказание первой помощи, действия при несчастных случаях.

Закрепить полученную из программы адаптации информацию работникам помогают тесты и задания, по отдельным процедурам или общие. По результатам непосредственные руководители сразу понимают, где работник не смог разобраться, и дополнительно разъясняют требования. По статистике, такие разъяснения нужны трети прошедших программу адаптации, поэтому тесты и задания в ней обязательны.

Для каждой должности хорошо создать уникальную программу адаптации, в которой будут учтены особенности работы и необходимые для работника знания. Например, в программу для руководителей подразделений можно включить памятки по инструктажам и действиям при несчастных случаях, а также брошюру с информацией об их ответственности и штрафах. Для рабочих профессий — памятки по применению СИЗ и алгоритмы оказания первой помощи при типичных травмах.

Комплект документов по программе адаптации находится у руководителя подразделения. Работник проходит программу под его контролем, либо с назначенным наставником, который получает надбавку к окладу или дополнительные оплачиваемые дни отдыха. Поощрение наставника — обязательное условие, так как при отсутствии у него мотивации адаптация будет неэффективна.

Метод 2. Оборудовать зону ожидания у кабинета охраны труда

Заинтересовать и вовлечь работника в вопросы безопасности можно в зоне ожидания у кабинета охраны труда, где он находится перед инструктажем или просто проходит мимо. Для этого можно предусмотреть в ней диван, телевизор и столик. Работник может присесть, посмотреть на экране видеоматериалы по охране труда или изучить памятки и брошюры, а затем забрать их, чтобы применять в работе.

Идея с зоной ожидания сработала не сразу, и по началу то, что показывалось по телевизору, не привлекало работников. Ошибкой, к примеру, послужил факт того, что разговорные видео в шумном коридоре никто не слышал, а когда было тихо, звук телевизора отвлекал других работников на этаже. Чтобы изменить ситуацию, разговорные видео заменили наглядными. Например, включались фильмы по первой помощи или ролики из интернета с последствиями нарушений требований охраны труда. В памятках и брошюрах также придерживались правила «меньше текста — больше картинок». В результате обучающие ролики привлекли даже офисников, а раздаточный материал быстро разбирали и его приходилось обновлять все чаще.

Рекомендуется транслировать в зоне ожидания у кабинета охраны труда видео, которые сняли на предприятии. Знакомые локации и коллеги в качестве актеров привлекут внимание работников.

Добавить комментарий