С 1 сентября 2024 года вступили в силу изменения в требования к комплектации аптечек первой помощи, утвержденные приказом Минздрава от 24.05.2024 № 262. Необходимый состав аптечек первой помощи несколько преобразился, но не существенно. Например, количество нестерильных одноразовых масок уменьшили с 10 до 2 штук, устройство для проведения искусственного дыхания увеличили до 2, а также добавили в аптечку эластичные бинты. Есть изменения в требованиях к комплектации аптечек для разных отраслей и видов работ. Давайте рассматривать все вводимые в этом плане коррективы.
Как назначить ответственного за аптечки
Ответственного за аптечки первой помощи работодатель назначает приказом. Как правило, его выбирают из числа работников подразделения, где хранят аптечки. Эту функцию не возлагают на специалиста по охране труда, ведь он не сможет обеспечить достаточный уровень контроля во всех подразделениях. На крупных предприятиях ответственным может быть начальник структурного подразделения или непосредственный руководитель работ, а в офисах — руководители административно-хозяйственного отдела.
Ответственный за аптечку подает заявки на закупку медизделий и своевременно пополняет ее содержимое по мере использования или истечения сроков годности. Для этого в организации ведут журнал регистрации использования изделий медицинского назначения при оказании первой помощи и оформляют заявки на приобретение изделий медицинского назначения. В законе не установили, как часто нужно проверять содержимое аптечек. Поэтому лучше будет закрепить их периодичность в ЛНА, например, в приказе об обеспечении комплектации аптечек для оказания первой помощи работникам.
Сколько аптечек должно быть в организации
Количество аптечек устанавливает руководитель организации вместе с медработником или специалистом по охране труда. В каждой организации должна быть хотя бы одна. Если работодатель проигнорирует это требование, ГИТ оштрафует на 50 тыс. руб., а Роспотребнадзор — на 20 тыс. руб. Это указывается в части 1 статьи 5.27 и в статье 6.3 КоАП.
—— Важно ——
Рядом с каждой аптечкой размещают знак — белый крест на зеленом фоне (табл. Л.2 ГОСТ 12.4.026-2015).
———————————————————————————————————————————————————————————————————
Чтобы в короткие сроки оказать первую помощь пострадавшему, в офисах предусматривают по одной аптечке на этаж, а на производственных предприятиях — на каждое структурное подразделение. Отдельные здания, например склады, также снабжают аптечками. При расчете количества нельзя забывать про учет требований по размещению из правил по охране труда. Например, если в организации выполняют работы на высоте, одна из аптечек должна входить в состав систем спасения и эвакуации.
Где разместить аптечки
Аптечки для оказания первой помощи хранят на санитарных постах, которые обязан организовать каждый работодатель — прописано в статье 216.3 ТК РФ. На практике санитарные посты — это шкафы. Их располагают в легкодоступных для работников местах, например, у секретаря в офисе или у старшего кладовщика на складе. Посты нельзя закрывать на ключ, ведь в экстренной ситуации у работников не будет времени искать дубликат или ответственного за хранение.
Для новых видов аптечек ведомства постепенно выпускают дополнительные требования к размещению, хранению и использованию. Например, в МЧС подготовили два проекта приказов: для пожарных автомобилей и аварийно-спасательных работ.