ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ОХРАНЫ ТРУДА

Одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является государственный и общественный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда.

Органы государственного и общественного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства

1. Государственный контроль — 8

Во внеплановом порядке проводятся целевые проверки, основной целью которых является всестороннее и полное рассмотрение обращений граждан, содержащих сведения о допущенных нарушениях их прав и законных интересов действиями (бездействием) юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, обусловленных невыполнением ими обязательных требований в сфере труда, проведение проверки иной информации, свидетельствующей о наличии признаков таких нарушений, а также в связи с необходимостью проверки полноты и качества мер, принятых работодателями по выполнению предписаний об устранении ранее выявленных нарушений обязательных требований в сфере труда.

При этом следует учитывать, что Федеральный закон № 294-ФЗ не содержит общего определения или перечня обстоятельств, которые могут квалифицироваться как возникновение угрозы жизни или здоровью граждан.

В этой связи представляется, что к нарушениям обязательных требований в сфере труда, представляющим угрозу здоровью граждан, могут быть отнесены случаи невыплаты работникам заработной платы, непредставления им установленных трудовым законодательством оплачиваемых отпусков, не обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты и т.д.

При проведении проверок, юридические лица обязаны обеспечить присутствие своих руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей, а индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать лично или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований в сфере труда (статья 25 Федерального закона № 294-ФЗ). Невыполнение вышеназванных требований может рассматриваться как препятствие проведению проверок и может являться основанием для привлечения виновных лиц к административной ответственности в порядке, установленном частью 1 статьи 19.4 КоАПП РФ.

По результатам каждой завершенной проверки уполномоченным должностным лицом федеральной инспекции труда, проводившим проверку, составляется акт по форме, установленной приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 года № 141.

В акте проверки должны быть отражены установленные в ходе проверки факты соответствия или несоответствия осуществляемой проверенным лицом деятельности, выполняемых работ либо оказываемых услуг обязательным требованиям в сфере труда, указываются подробные сведения о фактах выявленных нарушений обязательных требований в сфере труда, неповиновения законному распоряжению или требованию уполномоченного должностного лица федеральной инспекции труда, а также воспрепятствования осуществлению им своих служебных обязанностей (при наличии указанных фактов).

В случае устранения проверяемым лицом выявленного нарушения в ходе проверки запись об этом также следует сделать в акте проверки.

Добавить комментарий