Аспекты обучения по охране труда — 1

В соответствии с трудовым законодательством все работники должны быть обучены безопасным методам и приемам выполнения работ. При этом зачастую выполнение указанного требования сводится к формализму (наличие удостоверений, необходимые подписи в журналах регистрации инструктажей). Таким образом отдельные работодатели обеспечивают минимизацию финансовых и юридических рисков, связанных с контролем со стороны Роструда и его территориальных органов, забывая об обеспечении реальной безопасности работников.

К примеру, за 2016 год в результате проведенных проверок государственными инспекциями труда было выявлено более 68 тысяч нарушений, связанных с вопросами обучения работников в области охраны труда. При этом общая сумма наложенных штрафов составила значительную цифру — более трех миллиардов рублей. Согласно статистике, примерно в 80 % случаев основной причиной аварий и производственного травматизма являются некорректные действия работника, связанные с незнанием правил безопасности, или психология (поведение) человека. При этом ни с финансовой, ни с моральной стороны вопроса последствия ущерба от аварий и несчастных случаев несопоставимы со штрафами ГИТ.

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации каждый работодатель обязан обеспечить обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ, оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, а также недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

Уже более 15-ти лет действует Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 года № 1/29. Столь значительный период действия этого Порядка способствовал развитию различных подходов к обязательной процедуре обучения по охране труда: одни организации подходят к процедуре формально и пытаются выполнить требования ТК РФ с минимальными временными и финансовыми затратами; другие же, осознающие важность процедуры и последствия формального подхода к ней, уделяют значительное внимание вопросу обучения работников требованиям охраны труда.

Разбор аспектов будет полезен обеим категориям работодателей: одним это поможет минимизировать риски и избежать очевидных ошибок, другим же (заинтересованным в качественном подходе к вопросам обучения) повысит уровень опыта организации обучения по охране труда на профессиональном уровне.

Добавить комментарий