Аспекты обучения по охране труда — 2

В соответствии с трудовым законодательством все работники должны быть обучены безопасным методам и приемам выполнения работ. При этом зачастую выполнение указанного требования сводится к формализму (наличие удостоверений, необходимые подписи в журналах регистрации инструктажей). Таким образом отдельные работодатели обеспечивают минимизацию финансовых и юридических рисков, связанных с контролем со стороны Роструда и его территориальных органов, забывая об обеспечении реальной безопасности работников.

Минимизация затрат на обучение по охране труда

Как правило, при организации обучения работодатель ориентируется на два основных аспекта: это затраты финансов и времени. Особенно актуален в плане экономии для работодателя момент передачи процесса обучения в руки внешних учебных центров, «приманивающих» минимальной стоимостью за каждого обученного. А ведь нельзя забывать о том, что существует утвержденный Порядок № 1/29, предусматривающий два варианта:
а) обучение работников непосредственно самой организацией;
б) обучение работников образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, конечно, при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, имеющими в штате преподавательский состав, специализирующийся в области охраны труда, и оснащенными соответствующей материально-технической базой.

Конечно, первый вариант многим организациям наиболее привлекателен, ведь он в финансовом плане наименее затратен при правильной организации внутренней процедуры. Однако, при выборе этого способа обучения сотрудников фирмы важно соблюсти все нормативные требования. В противном случае возникают риски признания процедуры обучения формальной. Следовательно, все выданные удостоверения могут быть признаны недействительными – в случае проверки Государственной Инспекцией Труда. Кроме того, увеличиваются риски травмирования работников при осуществляющии ими своей трудовой деятельности, которые, в большинстве своем, связаны с незнанием (или недостаточными знаниями) работниками требований охраны труда.
Для того, чтобы избежать этих рисков, работодателю необходимо:
1. Разработать и внедрить локальный нормативный акт, определяющий порядок обучения работников по охране труда внутри организации ;
2. Назначить ответственных за осуществление обучения и контроля в соответствии с федеральным законодательством и локальными актами организации;
3. Сформировать комиссию по проверке знаний требований охраны труда из обученных специалистов;
4. Разработать программы обучения работников по охране труда;
5. Разработать методические материалы для проведения обучения по охране труда;
6. Разработать материалы для контроля знаний, а также методику оценки и контроля знаний;
7. Организовать место проведения обучения.
Из перечисленного списка необходимых действий видно, что предложенный вариант позволяет избежать лишних оплат внешним учебным центрам. С другой стороны, увеличивается объем функций, возложенных на работодателя. Поэтому работа внутренних комиссий по проверке знаний требований охраны труда характерна, как правило, для крупных организаций с мощным аппаратом управления.

Добавить комментарий