Аспекты обучения по охране труда — 5

В соответствии с трудовым законодательством все работники должны быть обучены безопасным методам и приемам выполнения работ. При этом зачастую выполнение указанного требования сводится к формализму (наличие удостоверений, необходимые подписи в журналах регистрации инструктажей). Таким образом отдельные работодатели обеспечивают минимизацию финансовых и юридических рисков, связанных с контролем со стороны Роструда и его территориальных органов, забывая об обеспечении реальной безопасности работников.

Как организовать периодический контроль знаний

Обучение и проверка знаний в области охраны труда для отдельных категорий работников проводятся с определенной на законодательном уровне периодичностью. Например, периодичность обязательного обучения работников рабочих профессий по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве в соответствии с пунктом 2.2.4 Порядка № 1/29 составляет один раз в один год.

—— ПРИМЕР ——
Вот попробуйте сразу ответить на вопрос: «Каким должно быть соотношение вдохов и компрессий при проведении сердечно-легочной реанимации?» Не каждый сможет сходу дать правильный ответ. Или «Что делать, если при сердечно-легочной реанимации в области ребер слышен характерный хруст?» Этот вопрос тоже может поставить в тупик оказывающего помощь — человек может растеряться в экстремальной ситуации…

Соответственно, можно ли утверждать, что периодичность обучения по оказанию первой помощи один раз в один год является достаточной? Наверное, нет. Можно ли говорить о том, что знания работников необходимо постоянно «держать в тонусе»? Однозначно, да.
——————————————————————————————————————————————

Для решения такой задачи многими компаниями применяется практика периодического контроля знаний работников сверх норм, установленных законодательством. Компании для обучения персонала активно применяют видеотерминалы, запрограммированные на определенный алгоритм работы. Работники прежде, чем заступить на смену, должны ответить на один или несколько вопросов в области охраны труда, после чего могут приступить к работе. Все результаты тестирования хранятся и анализируются в системе. Такая система позволяет, с одной стороны, мотивировать работников на совершенствование своих знаний (например, при помощи формирования рейтинга и награждения лучших), а с другой — выявлять системные пробелы в знаниях работников, требующие особого внимания со стороны работодателя, и планировать соответствующее обучение.

Почему дистанционное обучение не уступает очному по стоимости

Обыватель может так размышлять по поводу стоимости дистанционных курсов относительно очного обучения — первый вид должен стоить дешевле другого, потому что не нужны траты на командировочные расходы, нет надобности оплачивать труд лектора и т.д. Но все же нужно учитывать следующие моменты:
1. Качественный электронный курс — это результат работы большой группы специалистов. В команду таких специалистов входят:

    — специалисты информационного отдела, занимающегося подборкой актуальной нормативной правовой базы;
    — операторы, осуществляющие видеосъемку лекций;
    — IT-специалисты, осуществляющие разработку, техническую поддержку и обновление системы дистанционного обучения;
    — методисты, подбирающие и структурирующие лекционный материал;
    — дизайнеры, представляющие учебно-методические материалы в наглядном и легком для понимания виде.

2. Разработка электронного курса не заканчивается на этапе его запуска. Самый большой массив работы заключается в его постоянной актуализации. К примеру, в период с 2014 по 2016 год только в сфере оценки условий труда было принято порядка 45 документов. В целом, ежегодно в сфере охраны труда принимается более 80 новых документов. При этом многие действующие нормативные акты регулируются с учетом современных реалий.

Добавить комментарий