Ситуация с охраной труда на предприятии не всегда зависит от работодателя. Часто работники сами не желают соблюдать правила безопасности. Что же вынуждает пренебрегать ими и как исправить поведение работников? Как повысить культуру безопасности на предприятии ? Давайте разбираться.
Как исправить поведение работников: 5 шагов для работодателя — 2
—— Важно ——
Руководство должно проявлять приверженность требованиям охраны труда
——————————————————————————————————————————————-
Шаг 2. Нужно оценить опасное поведение работников
Чтобы изменить процесс, его сначала нужно оценить. Есть две методики: для реального поведения, которое можно наблюдать на территории предприятия, и для потенциального — его называют профилем безопасности.
Поведенческие привычки в работоспособном возрасте уже сформированы. Изменить их или трудно, или невозможно. Но современная психология позволяет оценить персональный профиль по фактору отношения к безопасности и получить представление о сильных и слабых сторонах. На основании этих результатов строят индивидуальные обучающие программы, принимают кадровые решения и формируют бригады из наиболее подходящих друг другу сотрудников.
Скорректировать профиль безопасности работника позволит высокий уровень культуры безопасности. Он складывается из приверженности менеджмента, коммуникаций, вовлеченности сотрудников, обучения или информирования, мотивации и самообучаемости. Чем хуже ситуация с профилем безопасности сотрудников, тем выше должны быть требования к уровню культуры безопасности в организации.
Шаг 3. Необходимо развивать культуру безопасности
Для этого руководству нужно взять на себя определенные обязательства. Нужно сравнить время, деньги и человеческие ресурсы, которые выделяют на поддержку безопасности, с производственными и финансовыми показателями. Результат покажет уровень мотивации здоровья и безопасности в организации.
Эффективные менеджеры должны подавать пример работникам. Приверженность безопасности подтверждают реальными действиями. Например, регулярными визитами руководителя в цех, остановкой производства для решения проблем. Если таких действий нет, работники будут убеждены, что работодатель ставит выше всего коммерческие интересы. Любые инициативы работодателя в таком случае работники будут воспринимать как циничные.
Вопросы о здоровье и безопасности необходимо сделать частью повседневных рабочих бесед. Руководство должно активно слушать и воспринимать всерьез, что говорят сотрудники. Надо дать работникам возможность участвовать в мероприятиях по безопасности, чтобы использовать знания, которыми они обладают.
Шаг 4. Работа с персоналом
Налаженные коммуникации между руководством и персоналом предприятия создают атмосферу доверия. Это важно для культуры безопасности. Ведь работник, который не доверяет руководителю, не станет информировать его о происшествиях и проблемах в безопасности.
Есть два вида коммуникации: односторонняя и двусторонняя. Если использовать оба вида, можно сформировать безопасное поведение работников.
- Односторонняя коммуникация:
1. Корпоративные видеоролики;
2. Обучающие ролики;
3. Мотивационные фильмы;
4. Печатные графические материалы. - Двусторонняя коммуникация:
1. Беседы;
2. Коллективные обсуждения;
3. Собрания;
4. Фокус-группы.
Сотрудникам, которые развивают коммуникации в компании, нужно уметь убеждать, вызывать доверие у работников и обладать качествами лидера. Управленческие навыки понадобятся линейным руководителям, чтобы выводить работников на диалог. Нужно убедить их проводить инструктаж на рабочем месте не по методу «начальник говорит, а подчиненный молчит».
—— Обратите внимание ——
Личностные качества отвечают за склонность работника к безопасному или опасному поведению
——————————————————————————————————————————————-
Шаг 5. Необходимо поддерживать культуру безопасности
Нужно демонстрировать высокие стандарты безопасности при контактах с сотрудниками, начиная от размещения вакансии и интервью с кандидатом и заканчивая увольнением. Любой новый сотрудник должен знать, что вопросы безопасности на предприятии важнее всего. Руководитель должен поощрять каждый факт остановки производства, которое угрожает жизни и здоровью работников, даже если тревога была ложной.
- Десять основных принципов безопасности:
1. Все несчастные случаи можно предотвратить;
2. Работники — главный элемент системы безопасности;
3. Руководство отвечает и отчитывается за состояние безопасности;
4. Того, кто не исполняет правила безопасности, увольняют;
5. Аудит безопасности обязателен;
6. Каждое происшествие расследуют;
7. Работника должны обучать охране труда;
8. Безопасность в быту важна так же, как и в работе;
9. Недостатки нужно устранять быстро;
10. Показатели по безопасности влияют на показатели бизнеса.