Создание СУОТ — 1

Все работодатели создают и обеспечивают функционирование СУОТ согласно статьи 212 ТК. Управление профессиональными рисками — составная часть системы управления охраной труда, так указывается в статье 209 ТК. За неисполнение требований трудового законодательства работодателя оштрафуют по статье 5.27.1 КоАП.

Кто и зачем создает СУОТ

Эта система позволяет:

    управлять производственными рисками;
    предотвращать инциденты, аварии, внештатные ситуации;
    снижать ущерб предприятия;
    создавать интегрированную систему менеджмента.

Управлять профессиональными рисками — значит разработать комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на предотвращение производственного травматизма. Как выявить и оценить уровни рисков? И как выстроить оценку рисков с нуля?

Шаг 1. Нужно назначить тех, кто будет проводить оценку рисков
Оценку рисков может проводить служба охраны труда совместно с производственно-техническим отделом. Эффективнее — создать отдельную оценочную группу из 3–7 человек. Нужно назначить в ней руководителя. Можно привлечь сторонних экспертов. Следует включить в группу сотрудников из разных подразделений и уровней управления по принципу Р — С — Р (работодатель — специалисты — работники).
Работники сталкиваются с рисками на своих рабочих местах, поэтому надо включить в оценочную группу одного или нескольких представителей работников — уполномоченных по охране труда или опытных сотрудников.
Шаг 2. Необходимо составить план оценки рисков
Нужно выбрать объекты оценки. Оценку разделяют по технологическим процессам, отделам, участкам, бригадам, по цехам или зданиям.
Составьте графики оценки рисков. Наиболее опасные участки ставьте в начало графика. Чтобы определить такие участки, оценочная группа изучает материалы внутреннего контроля и проверок контрольно-надзорных органов, которые показывают, как соблюдаются требования охраны труда. Собирают данные по несчастным случаям, профзаболеваниям, микротравмам и протоколы замеров производственных факторов.
Теперь надо определить, нужно ли привлекать сторонних специалистов. Работодатель может привлекать дополнительных специалистов, чтобы оценить риски, о которых у него самого нет достаточной информации. Либо для проведения более глубокого анализа.
Шаг 3. Нужно выбрать методику оценки рисков
Метод оценки рисков следует выбирать самостоятельно в зависимости от характера деятельности и сложности производственных операций — согласно пункта 37 Типового положения о системе управления охраной труда (Приказ Минтруда от 19.08.2016 № 438н). Нужно учитывать практический опыт и навыки оценочной группы, доступность ресурсов, объекты оценки, характер и наличие статистических данных.
Все методы основаны на следующих вопросах:
1. Что может случиться?
2. Какова вероятность, что это произойдет?
3. Какие могут быть последствия?

Шаг 4. Следует провести идентификацию
Нужно определить, какие опасности есть на рабочих местах, их источники. Также следует учесть произошедшие и потенциальные случаи опасности.
Далее требуется выяснить, кто подвержен рискам и в каких ситуациях. Для этого с помощью контрольных листов-опросников нужно провести плановые и внеплановые проверки.
Нужно использовать замеры, которые были сделаны во время СОУТ и производственного контроля.
Надо опросить сотрудников о возможных факторах опасности на рабочих местах. Заметить профессиональные риски помогут зарисовки, фотографии, видеосъемка.
Об опасностях на рабочих местах нужно сразу сообщать работодателю и сотруднику, который отвечает за охрану труда на предприятии. Опасности по возможности требуется устранять.

Добавить комментарий