В законе до сих пор нет четкого перечня документов, которые должен разработать работодатель для управления профрисками. Но зато Роструд уже опубликовал методичку для инспекторов ГИТ, в которой указал, какие документы по процедуре проверять у организаций. Давайте рассмотрим, какие виды локальных актов следует разработать, чтобы у инспектора не было претензий.
Основной документ, который регламентирует управление профрисками, — Типовое положение о СУОТ, утвержденное приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н. В нем прописано, что для организации процедуры работодатель должен установить порядок проведения мероприятий: по выявлению опасностей, оценке и снижению уровней профрисков — в пункте 33 Типового положения о СУОТ. На основании этого требования и статьи 209 Трудового кодекса Роструд указал инспекторам ГИТ, какие документы по процедуре проверять у работодателей. При этом на данный момент у ведомства нет требований к форме и названиям документов, но зато есть конкретные условия к их содержанию, прописанные в пункте 10.2 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Роструда от 21.03.2019 № 77.
Документ или раздел СУОТ, который описывает методы оценки профрисков
—— Важно ——
При оценке рисков можно использовать один или сразу несколько методов разного уровня сложности в зависимости от того, какая вам нужна глубина и детализация исследования.
——————————————————————————————————————————————————
Формулировка прописана в методичке от Роструда, но не следует ограничиваться в документе только описанием метода. Документ разрабатывают на начальном этапе при подготовке к проведению процедуры, поэтому лучше полностью регламентировать процесс управления профрисками в организации, начиная с терминов и заканчивая формами отчетных документов.
Чем подробнее будет описана процедура в документе, тем проще работникам будет ее выполнить. Прописать управление профрисками можно в разделе своего положения о СУОТ либо разработать отдельный документ, а в положении только сделать на него ссылку. Назвать документ можно стандартом, положением, инструкцией — можно выбирать на свой вкус. Его размещают в уголке охраны труда, знакомят с ним работников на инструктажах и публикуют на информационном портале организации.
В начало документа включают общие разделы: термины и определения, область применения, цели процедуры и т. п. В них объясняют, что такое опасность, профессиональный риск, оценка и управление рисками, а также для чего проводят процедуру и почему потребуется участие всего персонала. Так у каждого работника будет возможность разобраться в теоретической части процедуры.
В основную часть включают разделы:
- распределение обязанностей и ответственности работников, участвующих в управлении профрисками;
- формирование оценочных групп;
- требования к реализации процесса управления профрисками;
- процесс управления профрисками;
- методы идентификации опасностей, применяемые в организации;
- методы оценки уровней профрисков;
- выполнение оценки рисков;
- разработка корректирующих мероприятий;
- документирование.
Особое внимание уделяют распределению обязанностей по процедуре между работниками организации. Персональную ответственность нужно закрепить за линейными руководителями и работниками. Если этого не сделать, оценкой рисков будет заниматься только служба охраны труда. В итоге трудозатрат будет много, а пользы мало, процедура станет формальной и останется только на бумаге.
Управление рисками — цикличный процесс, так как уровень риска нужно контролировать постоянно. Поэтому, после того как будут проведены корректирующие мероприятия, следует оценить величину остаточного риска. Так проанализируется эффективность принятых мер. Для этих целей в заключительную часть документа включают разделы: контроль рисков, периодичность оценки уровней риска, оценка эффективности мер по управлению рисками, ведение отчетности и т. д.
В приложениях следует разместить все необходимые формы документов для отчетности по процедуре, которые решили вести в организации. Это могут быть отдельные формы для каждого этапа управления профрисками или шаблон общего отчета. Если разработаны чек-листы, анкеты для опроса работников или карта оценки профрисков, их также нужно включить в приложения.
Перечень или реестр опасностей
Перечень или реестр разрабатывает оценочная группа. Его составляют сразу после того, как провели идентификацию опасностей. Конкретных требований к документу нет, но зато в сообществе уже есть практические рекомендации. Чтобы с реестром было удобно работать, необходимо включить в него не только сами опасности, но и место, где их выявили. Иначе на этапе оценки рисков и разработки мероприятий нужно будет вспоминать, на каких конкретно рабочих местах выявили опасности.
Пример реестра опасностей
№ п/п | Ниаменование помещения, рабочего места | Объект оценки профрисков | Факторы риска (источники опасности) | Наименование опасности |
1 | Электрощитовая | Оборудование, инсрументы, вещества и материалы | Оборудование электрощитовой. Провода не сораны в пучок | Опасность поражения током вследствие контакта с токоведущими частями, которые находятся под напряжением из-за неисправного состояния (косвенный контакт) |
2 | Склад | Оборудование, инсрументы, вещества и материалы | Неправильно установлены полки в пазах стеллажей | Опасность падения груза |
—— Обратите внимание ——
Информацию о выявленных опасностях включайте в программы стажировок и инструктажей на рабочих местах (п. 10.2 рекомендаций, утв. приказом Роструда от 21.03.2019 № 77.
——————————————————————————————————————————————————
В законе нет четкого требования к тому, как работодатель должен называть опасности в реестре. Обычно специалисты по охране труда берут формулировки из пункта 35 Типового положения, это упрощает работу на начальном этапе. Но если на предприятии по-другому, не стоит зацикливаться на этом моменте. Главное правило — давать понятные названия опасностям, чтобы в дальнейшем не запутаться и правильно разработать корректирующие мероприятия.