НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА — 5

Вопрос 1. Для работников, занятых на работах во вредных и опасных условиях труда, первый периодический осмотр в центре профпатологии проводится при стаже работы 5 лет во вредных условиях труда (подклассы 3.1–3.4, класс 4), последующие периодические осмотры у данных категорий работников в центре профпатологии проводятся один раз в 5 лет. Какой имеется в виду стаж работы во вредных условиях: у данного работодателя или общий стаж работы работника во вредных условиях (возможно, по нескольким местам работы)?

Ответ эксперта

Имеется ввиду стаж работы во вредных условиях у данного работодателя, поскольку у конкретного работодателя нет практической возможности установить общий стаж работы работника во вредных условиях (возможно, по нескольким местам работы).

Стаж работы во вредных условиях потенциальному работодателю до заключения трудового договора с лицом, поступающим на работу, в целях направления на медосмотр в центр профпатологии не надо учитывать. У потенциального работодателя нет сведений об условиях труда на прежних местах работы данного лица. У него нет карт СОУТ прежних работодателей.

Стаж во вредных условиях труда считает работодатель работника на основании класса условий труда, указанного в трудовом договоре данного работника. Класс условий труда работника указывается, в свою очередь, на основании результатов СОУТ, проведенной на данном рабочем месте у конкретного работодателя — основание: письмо Минздрава от 25.08.2020 № 28–4/3104547–9475. Вот что в нем указывается:
«В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса РФ при приеме на новое место работы с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, работники проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний в установленном порядке.»

Пунктом 37 приложения № 3 приказа Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н определен порядок проведения осмотра в центре профпатологии.
Так, для работников, занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда, первый периодический осмотр в центре профпатологии проводится при стаже работы 5 лет во вредных условиях труда (подклассы 3.1–3.4, класс 4), последующие периодические осмотры у данных категорий работников в центре профпатологии проводятся один раз в пять лет — указано в абзаце 1 пункта 37.

Согласно данному пункту, в год проведения данного осмотра периодический осмотр в другой медицинской организации не проводится.
«При смене рабочего места работник приступает к трудовой деятельности в новых условиях труда, подсчет стажа производится с даты заключения нового трудового договора.»

Вопрос 2. Если произошла смерть работника, не связанная с производством, а от общего заболевания, может ли ГИТ вынести штраф об отсутствии отчета по профрискам на рабочих местах? На момент смерти уже был заключен договор и переданы все документы проводящей оценку профрисков организации, но как опасности в отчете профрисков могут влиять на то, что сотрудник умер не от несчастного случая на производстве, а от общего заболевания?

Ответ эксперта

Приказом Роструда от 21.03.2019 № 77 утверждены Методические рекомендации по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда. Методические рекомендации разработаны для использования государственными инспекторами труда при проведении расследований несчастных случаев и внеплановых проверок в связи с несчастными случаями на производстве.

Даже если на предприятии расследованием несчастного случая установлено и документально подтверждено, что данный несчастный случай не связан с производством, то инспектор ГИТ в ходе расследования несчастного случая имел полное право следовать Методическим указаниям и, в частности, проверить на предприятии наличие документов согласно пункту 10.2 Методических рекомендаций.

Поскольку эти документы проверяются в ходе расследования, то не имеет значения, имел или нет несчастный случай связь с производством. Эти документы на предприятии должны быть.

В настоящее время установлено нормативное требование к обязательному осуществлению управлением профессиональными рисками — в соответствии со статьями 209 и 212 ТК. Работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда. А составным элементом СУОТ должно быть управление профессиональными рисками. И эта процедура — порядок ее реализации в организации и какими документами оформляется — должна быть описана в положении о СУОТ на предприятии.

Раз есть обязательное требование, значит и ответственность предусмотрена.
Приказом Роструда от 10.11.2017 № 655 «Об утверждении форм проверочных листов» утверждена форма проверочного листа по созданию и функционированию системы управления охраной труда — приложение № 31. Проверяется наличие у работодателя положения о СУОТ, утвержденного приказом. А следовательно, проверяется наличие в данном положении раздела по управлению профессиональными рисками.

Если в разработанном в организации положении о СУОТ данного раздела нет или он есть и в нем указаны документы, которыми на предприятии оформляется процедура управления рисками, но сами документы на предприятии отсутствуют, то (даже несмотря на то, что заключен договор и переданы все документы проводящей оценку профрисков организации) возможны наказания по части 1 статьи 5.27.1 КоАП. Поскольку есть обязанность выполнять требования нормативных актов и локальных актов — локального положения о СУОТ.

Инспектор ГИТ при несчастном случае на производстве должен выяснять «была ли идентифицирована опасность, которая послужила причиной несчастного случая, и внесена ли она в перечень (реестр)» и т. д. — согласно пунктов 14.1–14.4 Методических рекомендаций.

В данной ситуации это выяснять не требуется, поскольку несчастный случай не связен с производством. Опасности в отчете профрисков не могут влиять на то, что сотрудник умер не от несчастного случая на производстве, а от общего заболевания. Но основание для штрафа за отсутствие отчета по профрискам на рабочих местах, остается. Вот цитируются Методические рекомендации по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда, утвержденные приказом Роструда от 21.03.2019 № 77:
«Локальные нормативные акты, подлежащие проверке:
а) перечень (реестр) опасностей;
б) документ (раздел Положения о СУОТ работодателя), описывающий используемый метод (методы) оценки уровня риска;
в) документ, подтверждающий проведение оценки уровней рисков, с указанием установленных уровней по каждому риску;
г) документ, содержащий перечень мер по исключению, снижению или контролю уровней рисков.»

Добавить комментарий