Советы для подготовки к новым видам проверок — 2

Нужно подготовиться к внезапным визитам и рейдам, чтобы не застали организацию врасплох. Минтруд утвердил новое Положение для проверок ГИТ и пояснил в нем правила контроля. Инспекторы их изучили и уже проводят непривычные виды мероприятий. Представитель Роструда рассказал об особенностях трудовых проверок и поделился советами для работодателей. Давайте узнаем, как нужно реагировать на профилактические мероприятия и извлекать из них пользу.

Профилактические визиты

—— Важно ——
Во время профвизита инспектор может собирать сведения, которые используют, чтобы присвоить работодателю категорию риска.
———————————————————————————————————————————————————————————————————

Профилактический визит — это беседа с работниками по вопросам соблюдения трудового законодательства. Мероприятие не требует от инспектора физически присутствовать на предприятии, побеседовать он может и по видеосвязи. В ходе визита инспекторы информируют, какие требования работодатель обязан соблюдать, к какой категории риска относится и как может ее снизить, как его проверяют. Беседа может продолжаться до 8 часов — согласно пункта 33 Положения № 1230.

Работодатели вправе отказаться от профилактических визитов, но сделать это нужно вовремя. О каждом визите ГИТ уведомляет как минимум за пять рабочих дней. Отказ инспекторы принимают не позднее чем за три рабочих дня до мероприятия. Если отказаться позже, то визит состоится — указывается в пунктах 5 и 6 статьи 52 Закона № 248-ФЗ.

—— Обратите внимание ——
Из профилактического визита можно извлечь пользу. Лучше не подходить к мероприятию формально и задавать инспектору все интересующие вопросы.
Если есть решение отказаться от профвизита и нет желания беседовать с инспектором, не стоит медлить, когда уведомление о мероприятии уже получено. Нужно сразу направить в ГИТ сообщение о том, что принято решение отказаться от профилактических бесед. Чтобы инспекторы получили документ в срок, можно использовать факс. Когда отчет о доставке получен, следует и по телефону подтвердить, что сообщение с отказом от профвизита в ГИТ получили.
Инспектору нельзя выдавать предписания после профвизита, но рассчитывать на безнаказанность не стоит. Когда инспектор обнаружит нарушения, он проинформирует об этом руководство ГИТ. После чего могут провести уже контрольное мероприятие, например инспекционный визит -согласно части 9 статьи 52 Закона № 248-ФЗ. Поэтому нужно устранять выявленные нарушения до второго визита, иначе оштрафуют.
———————————————————————————————————————————————————————————————————

Предостережения с требованием не допускать нарушений

Предостережение — документ, который ГИТ направляет работодателю, когда получает сведения о возможных нарушениях. Если нарушение очевидно, но нет доказательств, что оно причинило или может причинить вред, работодателю тоже могут вынести предостережение — согласно пункта 22 Положения № 1230.

ГИТ не вправе требовать документы в предостережении. Инспекторы ведут учет выданных предостережений и используют эти данные, когда выбирают вид мероприятия: профилактическое или контрольное.

—— Обратите внимание ——
Если не согласны с полученным предостережением, следует составить возражение. Чтобы возразить инспекторам, теперь дают лишь 10 календарных дней, позже документ в ГИТ уже не примут — прописано в пункте 23 Положения № 1230.
Следует указать в возражении свои Ф. И. О., название и местонахождение компании, номер телефона, e-mail и почтовый адрес. При этом надо подробно написать свои доводы: почему не согласны с предостережением. Ссылка на НПА в таком случае не обязательна, но нормами требуется подкрепить свои аргументы. Для удобства нужно указать также дату и номер полученного предостережения.
Следует направить возражения в ГИТ тем способом, который инспекция указала в предостережении. У ГИТ есть 20 рабочих дней, чтобы рассмотреть возражение и ответить на него..
———————————————————————————————————————————————————————————————————

Консультирование

—— Обратите внимание ——
Консультировать инспекторы должны бесплатно.
———————————————————————————————————————————————————————————————————

Консультирование — разъяснения инспекторов по вопросам контроля и надзора. Закон разрешил инспекторам консультировать устно: по телефону, видеосвязи, на личном приеме или в ходе мероприятия — согласно частей 1, 2 статьи 50 Закона № 248-ФЗ. Теперь в Положении № 1230 указали пять вопросов, на которые можно получить письменную консультацию. Инспекторы могут в письме разъяснить:

    — общие принципы государственного контроля и надзора;
    — порядок, по которому организуют и проводят контрольные мероприятия;
    — вопросы про гарантии и защиту прав контролируемых лиц;
    — действия, которые позволят исполнить решения по итогам контрольных мероприятий;
    — средства и методы, которые помогут не нарушать требования трудового законодательства.

Если за год в ГИТ поступит пять и более обращений по одному и тому же вопросу, на сайте Роструда разместят письменное разъяснение на эту тему от главы ведомства или его зама — указано в пункте 29 Положения № 1230.

—— Обратите внимание ——
Когда в ходе контрольного мероприятия в компании находят нарушения, нужно обратиться к инспектору за консультированием. Выяснить, как эффективнее устранить выявленные нарушения сейчас и как действовать в дальнейшем. Например, если привлекают к ответственности за то, что работники не применяют СИЗ, надо задать вопрос: вправе ли в компании отстранять от работы тех, кто не использует выданные им средства защиты. Письменный ответ инспектора пригодится, если отстраненный обратится на работодателя в суд с просьбой защитить его трудовые права.
Обращение за консультированием в ГИТ следует направлять удобным способом на выбор: в бумажном или электронном виде. Независимо от формы запроса придется подождать: его рассмотрят в течение 30 дней с момента его регистрации — согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ. Когда будет получен ответ, следует сохранить его. Письменная консультация от ГИТ пригодится на случай споров и разбирательств.
———————————————————————————————————————————————————————————————————

Комментарий эксперта

На каждом документе ГИТ должен быть QR-код. Если кода нет, информацию о контрольном мероприятии не внесли в единый реестр контрольных мероприятий — следует из пункта 21 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 16.04.2021 № 604.

Не вносить информацию о контрольных мероприятиях инспекторы могут, только если реестр не работает, и до тех пор, пока технический сбой не устранят — согласно пункта 7 Правил № 604. Поэтому, если не найдется на документе QR-код, можно обратиться в прокуратуру. Результаты мероприятий, которых нет в реестре, отменят по представлению прокурора — указано в части 1 статьи 91 Закона № 248-ФЗ.

А если на документе есть QR-код, то надо отсканировать его. Код направит на веб-страницу единого реестра, где можно получить всю информацию о проверке. Информацию удобно использовать, например, для досудебного обжалования.

Добавить комментарий