Что делать, если работодатель резко сократил расходы на охрану труда — 2

В условиях внешнего санкционного давления работодатели начали сокращать расходы в организации, в том числе на охрану труда. Если на производстве произойдет несчастный случай и выяснят, что специалист по охране труда не проконтролировал мероприятия по ОТ, то его могут привлечь к ответственности. Чтобы избежать этого, нужно делать шаги, предотвращающие плачевные последствия.

Направлять на обучение в УЦ нужно, но это обязанность работодателя только в рамках требований законодательства

Если ранее организация направляла всех работников в учебный центр, то, в целях экономии, можно определить работников, которых можно обучить внутри организации. Работодатель обязан направить в учебный центр для получения обучения:

    работодателей – руководителей организации, предпринимателя;
    заместителей руководителя, курирующих вопросы охраны труда;
    инженерно-технических специалистов, ведущих контроль за проведением работ;
    специалистов служб охраны труда;
    членов комиссий по охране труда;
    организаторов и руководителей производственной практики обучающихся;
    доверенных лиц по охране труда профсоюзов и иных представительных органов сотрудников.

Это указано в пункте 2.3.2 Порядка обучения № 1/29.

—— Пример ——
В 2019 году руководитель одной из организаций направлял всех офисных работников на обучение в учебный центр. В 2022 году это работодатель решил обучить в УЦ уже только членов внутренней комиссии по проверке знаний требований охраны труда, руководителей отделов и специалиста по охране труда. Также сам работодатель прошел такое обучение в УЦ. Остальных работников, у которых в подчинении нет других работников, данный работодатель обучил внутренней комиссией. В итоге в учебном центре обучились 10 человек вместо 40. Затраты составили 20 тыс. рублей вместо 80 тыс. рублей. 
———————————————————————————————————————————————————————————————————

Можно пересмотреть порядок направления на медицинские осмотры

Нужно убедиться, что не осуществляются направления на медосмотр лишних сотрудников, например, офисников.
Если работники направляются на медосмотр из года в год, то требуется проверить периодичность медосмотров по приказу Минздрава от 28.01.2021 № 29н. Ведь в новом порядке медосмотров изменилась периодичность для некоторых факторов по сравнению с приказом № 302н.

—— Пример ——
Ранее работники, занятые на работах с применением легковоспламеняющихся и взрывчатых материалов, проходили медосмотр ежегодно. С 2021 года таких работников направляют на медосмотр один раз в два года -согласно пункта 13 раздела VI приложения к приказу № 29н.
———————————————————————————————————————————————————————————————————

Также периодичность медосмотра зависит от факторов, например, один работник может проходить медосмотр по одному набору факторов один раз в год, а по другому – один раз в два года. Нужно проанализировать периодичность, чтобы сократить расходы на медосмотр. При этом следует уточнить у медорганизации, будет ли дешевле медосмотр, если работник проходит меньшее количество врачей.

—— Пример ——
У работника вредный класс условий труда из-за повышенного уровня шума на рабочем месте – периодичность медосмотра ежегодно. Также он применяет легковоспламеняющиеся и взрывчатые материалы в работе – периодичность медосмотра один раз в два года. Работодатель направляет работника на медосмотр каждый год, при этом список врачей разный. В 2021 году он проходил оториноларинголога, стоматолога и офтальмолога, а в 2022 году только оториноларинголога.
———————————————————————————————————————————————————————————————————

Если работники направляются на медосмотр ежегодно в одно и то же время, то лучше разделить людей по месяцам, когда заканчивается медосмотр.

—— Пример ——
В организации периодический медосмотр проходят в мае все работники, в том числе и вновь принятые. При этом в организации большая текучка кадров – более 30 процентов. Слесаря приняли на работу в январе и через четыре месяца в мае планировали направить на медосмотр. Специалист по охране труда предложил проводить медосмотр два раза в год – в мае и декабре. Тогда новые работники, которых приняли с декабря по май, смогут пройти медосмотр в декабре и не нарушить периодичность. А новые работников, которых приняли с мая по декабрь, – в мае.
———————————————————————————————————————————————————————————————————

Не требуется направлять на медосмотр офисных работников, если их вид работ не указан в разделе VI приложения к приказу № 29н и на рабочем месте установлен оптимальный или допустимый класс условий труда.
В этих целях нужно проверить список работников торговли, которые направляются от организации на медосмотры. Если работники не контактируют с пищевыми продуктами и на рабочем месте установлен оптимальный или допустимый класс условий труда, то направлять на медосмотр данных работников не нужно.

Следует оптимизировать спецоценку

Чтобы снизить расходы на спецоценку, можно отложить процедуру для новых рабочих мест и задекларировать все возможные рабочие места.

Не следует вводить новые рабочие места, чтобы не проводить спецоценку. Если же без нового рабочего места не обойтись, то проводить спецоценку можно не сразу же после введения нового рабочего места. Ведь по закону есть 12 месяцев с момента ввода такого рабочего места для проведения СОУТ. Отложить процедуру можно на конец года, чтобы сэкономить деньги сейчас.

Нужно проверить, все ли рабочие места с 1-м и 2-м классами условий труда задекларированы. Если нет, то не требуется проводить на таких местах спецоценку каждые пять лет, можно оформить декларацию, то есть задекларировать подобные рабочие места.

Пересмотр расхода смывающих и обезвреживающих средств тоже даст выгоду

Можно перейти на дозаторы со смывающими средствами вместо кускового мыла. Так снизится его расход, ведь работники не будут забирать остатки кускового мыла с собой домой. Если работники жалуются, что жидкое мыло хуже очищает от стойких загрязнений, чем кусковое, то следует предупредить, что это вынужденная и временная мера. Далее последует подбор более качественного жидкого мыла либо возврат к обеспечению кусковым вариантом. Чтобы работники не сливали жидкое мыло, требуется закупать дозаторы, которые сразу вспенивают жидкость и не позволяют использовать больше нормы.

Надо оптимизировать количество аптечек

Важно провести инвентаризацию аптечек. В организации должна быть минимум одна. Рекомендуется установить санитарный пост в каждом подразделении, чтобы оперативно оказать первую помощь. Также в некоторых правилах прописаны конкретные требования к количеству аптечек. Если специальных требований нет, не стоит закупать новые аптечки. Достаточно, чтобы была одна полностью укомплектованная.

Добавить комментарий