О распределении обязанностей между кадровиками и специалистами по ОТ — 1

В идеале, работа службы охраны труда и отдела кадров должна быть слаженной, их взаимопомощь дает результат, обеспечивающий надежность и безопасность труда работников согласно Трудового кодекса. Поэтому эти две части управления в организации должны работать «в тандеме». Однако, на практике им приходится «выяснять отношения» — на чьих плечах лежит обязанность в проведении некоторых процедур и последовательность приведения их в действие. Давайте разбираться, какие функции работники службы охраны труда могут разделить с кадровиками, где закрепить их обязанности, а также можно ли заменить специалиста по ОТ и кому он должен подчиняться.

Где и как закрепить обязанности

—— Важно ——
В СУОТ необходимо закрепить за кадровиками обязанность согласовывать все документы по охране труда со специалистами по ОТ.
———————————————————————————————————————————————————————————————————

Обязанности работников указывают в локальных актах: положении о СУОТ, положениях о подразделениях, должностных инструкциях, а также в приказах и распоряжениях. Разрабатывать локальные акты следует с учетом требований ТК и Примерного положения о СУОТ, утвержденного приказом Минтруда от 29.10.2021 № 776н.

Работодателю лучше организовать рабочую группу для разработки локальных актов, в зависимости от специфики документа — определять состав этой группы. Если такой группы нет, а должностные инструкции и другие документы составляют кадровики, нужно проверять их. Когда в обязанностях работников компаний находят опасные формулировки, их привлекают как должностных лиц к административной ответственности — при нарушениях, а при тяжелых и смертельных несчастных случаях уже к уголовной ответственности согласно примечания к статье 2.4 КоАП, а также пункта 4 постановления Пленума Верховного суда от 29.11.2018 № 41.

Необходимо исключить из раздела с обязанностями в должностной инструкции следующие формулировки об ответственности специалиста по ОТ:

  • за соответствие работников квалификационным требованиям;
  • разработку инструкций по охране труда;
  • допуск к работе после проверки знаний;
  • проведение медосмотров и психиатрических освидетельствований;
  • обучение безопасным методам выполнения работ;
  • обеспечение работников СИЗ;
  • безопасность выполнения работ.

Эти обязанности должны выполнять работники с организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями. Специалисты службы охраны труда таких функций не имеют, их задачи по профстандарту — планирование, разработка и совершенствование СУОТ, оценка профрисков и контроль.

Кто должен знакомить работников с условиями труда

Информировать работника об условиях и охране труда, положенных ему гарантиях, компенсациях и СИЗ, а также о рисках повредить здоровье — трудовая функция, которую указали в профстандарте специалиста по ОТ. Это прописано в пункте 3.1.3 профстандарта, утвержденного приказом Минтруда от 22.04.2021 № 274н. Однако знакомить с гарантиями и компенсациями, другими условиями трудового договора, удобнее при приеме на работу. Поэтому руководители компаний обычно наделяют такими обязанностями кадровиков. Специалист по ОТ может оказывать помощь в разработке раздела трудового договора об условиях труда.

За кадровиками также закрепляют обязанность доводить до сведения работников приказы работодателя, другие организационные, распорядительные и кадровые документы компании. Эту трудовую функцию внесли в профстандарт специалиста по управлению персоналом — согласно пункта 3.1.2 профстандарта, утвержденного приказом Минтруда от 06.10.2015 № 691н.

В законе нет указаний, кто должен знакомить работников с результатами СОУТ. Удобнее всего, когда оригиналы карт СОУТ находятся в отделе кадров: новые сотрудники могут ставить свои подписи при приеме на работу, во время общего ознакомления с локальными актами компании. Так документы будут находиться в чистоте и дольше сохранятся. В таком случае задачу поручают кадровикам.

Карты оценки профрисков лучше размещать на рабочих местах, также к ним можно прикладывать копии карт СОУТ. Так работникам будет предоставлен постоянный и неограниченный доступ к картам. Логично, если работодатель возложит на руководителей подразделений обязанность знакомить работников с результатами оценки профрисков. Оставить свои подписи в картах оценки профрисков работники могут в ходе первичного инструктажа.

Кому поручают обязанности по обучению

Организацией подготовки работников по охране труда должна заниматься служба охраны труда. Специалист по ОТ выбирает аккредитованный учебный центр, готовит договор с ним на услуги обучения, следит за тем, чтобы работники своевременно проходили обучение, инструктажи, стажировку — указывается в пункте 3.1.2 Профстандарта № 274н.

Контролировать сроки обучения, готовить списки работников удобно в электронных программах и базах данных. Если таких инструментов в компании нет, то нужно каждый месяц запрашивать у кадровиков сведения о принятых и уволенных сотрудниках.

Вводные инструктажи по охране труда обычно поручают специалисту по ОТ. Но у работодателя есть право назначить ответственным за проведение вводного инструктажа любого другого работника, обученного ОТ в учебном центре, в том числе и кадровика — следует из пункта 2.1.2 Порядка, утвержденного постановлением Минтруда, Минобразования от 13.01.2003 № 1/29.

—— Обратите внимание ——
Кадровику можно поручить обязанности специалиста по ОТ, если он прошел 256 часов профпереподготовки по охране труда.
———————————————————————————————————————————————————————————————————

У кадровика и у специалиста по ОТ недостаточно практических знаний производственного процесса, чтобы разрабатывать инструкции по охране труда, программы обучения, инструктажей и стажировок. Составлять и обновлять документы, знакомить с инструкциями работников должны руководители подразделений: они лучше знают технологию работ. Специалист по ОТ может оказывать руководителям подразделений методическую помощь в разработке инструкций.

Добавить комментарий