О распределении обязанностей между кадровиками и специалистами по ОТ — 2

В идеале, работа службы охраны труда и отдела кадров должна быть слаженной, их взаимопомощь дает результат, обеспечивающий надежность и безопасность труда работников согласно Трудового кодекса. Поэтому эти две части управления в организации должны работать «в тандеме». Однако, на практике им приходится «выяснять отношения» — на чьих плечах лежит обязанность в проведении некоторых процедур и последовательность приведения их в действие. Давайте разбираться, какие функции работники службы охраны труда могут разделить с кадровиками, где закрепить их обязанности, а также можно ли заменить специалиста по ОТ и кому он должен подчиняться.

Как разделить обязанности по медосмотрам и психосвидетельствованию

Чтобы наладить эффективную работу СУОТ и избежать разногласий с кадровиками, желательно предложить коллегам совместно составить регламент. При этом следует зафиксировать в локальном акте компании порядок направления работников на медосмотр и психиатрическое освидетельствование, порядок хранения их результатов. Нужно перенести в этот локальный акт обязанности специалиста по ОТ из профстандарта: оформлять документы, необходимые, чтобы заключить договор с медучреждением и готовить списки работников, подлежащих медосмотрам — это указано в пункте 3.1.4 Профстандарта № 274н.

Готовить поименные списки, заполнять направления на медосмотр и психиатрическое освидетельствование, выдавать их работникам и вести журнал учета выдачи должны специалисты по управлению персоналом. Если кадровики начнут спор, следует привести такой аргумент — в направлениях и в поименных списках есть персональные данные работников. Обрабатывать эту информацию вправе работники, которых назначили ответственными, то есть кадровики — согласно статье 22.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ.

Требованием защиты персональных данных также требуется обосновать необходимость хранить документы с результатами медосмотров в отделе кадров. Если кадровики не согласятся на такое разделение, то надо показать руководству на штрафы по части 6 статьи 13.11 КоАП, они могут достигать 100 тыс. руб.

Оформлять отстранение сотрудников, перевод на другую работу и увольнение также должны специалисты отдела кадров. Такие обязанности должны быть прописаны в их должностных инструкциях.

Но не стоит перекладывать всю ответственность на кадровиков. Нужно закрепить за собой обязанность согласовывать календарный план с руководителями подразделений. Необходимо контролировать сроки и результаты мероприятий, консультировать коллег и проверять данные в журналах учета выдачи направлений.

Кто должен оформлять документы по несчастным случаям

Приказ о создании комиссии по расследованию несчастного случая может подготовить кадровик или работник службы охраны труда. Оформлять документы расследования несчастных случаев должны специалисты по ОТ, они же направляют материалы расследования в ГИТ и другие органы, а также пострадавшим и их представителям, хранят эти документы и материалы — отмечено в пункте 3.1.7 Профстандарта № 274н.

Для расследования могут понадобиться документы, связанные с трудовой деятельностью пострадавшего: приказы о приеме, о переводе на другую работу, об изменении условий труда, другие документы, с которыми ознакомили работника. Расследовать легкие несчастные случаи работодатель должен в сжатые сроки — за три календарных дня. Это требование указано в части 1 статьи 229.1 ТК РФ. Чтобы не нарушать этот срок, следует заранее определить, как будет происходить взаимодействие с кадровиками при несчастных случаях. Регламентировать этот порядок действий необходимо в локальном акте работодателя.

Комментарий эксперта о ситуации, когда специалиста по ОТ передают под руководство начальника отдела кадров

Следует рассказать директору об оптимальной структуре организации, при которой специалист по ОТ подчиняется непосредственно руководителю компании, докладывает и отчитывается ему напрямую. Нужно убедить в том, что только так возможно оперативно принимать меры по устранению выявленных нарушений в охране труда, воздействовать на ответственных за них работников.

Стоит показать директору рекомендации Минтруда для служб охраны труда, где указали, что подразделение должно подчиняться работодателю. Генеральный директор может делегировать руководство службой охраны труда своему заместителю, если зам компетентен, а соответствующие обязанности и ответственность закрепили в его должностной инструкции и локальных актах компании — согласно пункта 9 Рекомендаций, утвержденных приказом Минтруда от 31.01.2022 № 37.

Добавить комментарий