Вспоминаем про организацию работы с личными карточками выдачи СИЗ — 1

Повторение для специалистов по охране труда — мать учения, вид обучения по охране труда, в режиме самоподготовки. Так давайте вспоминать, кто и в какой последовательности заполняет личные карточки учета выдачи СИЗ. Ведь правильно заполненная личная карточка подтвердит инспектору ГИТ, что работник получил все необходимые средства защиты — не забываем об этом! А также нужно стремиться к сокращению количества ошибок у ответственных за выдачу СИЗ.

Кто участвует в работе с личными карточками

Специалист по охране труда должен оказывать методическую помощь руководителю подразделения в заполнении лицевой стороны личной карточки выдачи СИЗ. А в заполнении обратной стороны участвуют ответственный за выдачу СИЗ и работник, которому выдают СИЗ. Если карточку ведут в электронном виде, вместо личной подписи работника в ней указывают номер и дату бухгалтерского документа, в котором он расписался, когда получил СИЗ.

Специалист по ОТ выполняет функцию контроля, поэтому его задача проверить, правильно ли ведут личную карточку СИЗ — согласно профстандарта, утвержденного приказом Минтруда от 22.04.2021 № 274н. Исходя из норм профстандарта, он не обязан сам заполнять личную карточку. Кроме того, специалист по ОТ готовит базу для заполнения карточек — локальные документы, по которым ответственные определяют, кому и какие СИЗ нужно выдавать.

Как составить локальные документы

Чтобы ответственные правильно заполняли личную карточку и выдавали работникам средства защиты, служба охраны труда разрабатывает нормы выдачи СИЗ. Если работникам недостаточно средств защиты, предусмотренных типовыми нормами, то нужно оформлять соглашение о выдаче СИЗ сверх норм. Чтобы организовать такую работу, можно, к примеру, разработать кодификатор условий труда и видов работ, а также список работников, которые получают дополнительные СИЗ.

Нормы выдачи СИЗ. Необходимо локальным документом утвердить нормы выдачи СИЗ работникам организации. Документ представляет собой таблицу, в которую вносят данные о видах и количестве средств защиты для определенных должностей и профессий. Чтобы составить нормы выдачи, нужно сначала из штатного расписания выбрать должности и профессии, которым положена выдача СИЗ, и внести их в таблицу. Затем определить типовые нормы выдачи, по которым необходимо обеспечивать работников СИЗ.
Сначала следует искать профессию или должность в отраслевых типовых нормах по виду деятельности предприятия. Если профессии и должности работника нет в отраслевых и межотраслевых типовых нормах по виду деятельности вашей организации, то нужно применять типовые нормы для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, утвержденных приказом Минтруда от 09.12.2014 № 997н.

—— Важно ——
Для каждого вида СИЗ необходимо проставить срок носки. При этом нужно учитывать особенности для дежурных средств защиты и для тех, у которых срок носки указан «до износа» и «по поясам».
———————————————————————————————————————————————————————————————————

Специалист по ОТ может столкнуться с ситуацией, что профессии отсутствуют как в отраслевых и межотраслевых, так и в сквозных типовых нормах. В этом случае применяют типовые нормы для работников, профессии которых характерны для выполняемых работ — согласно пункта 14 Межотраслевых правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н.

Соглашение. Если предусмотренные по типовым нормам средства защиты не обеспечивают безопасность работников, в локальные нормы выдачи СИЗ включают дополнительные позиции. При этом дополнительные средства защиты должны:

    — обеспечивать равноценную защиту от воздействия вредных и опасных производственных факторов;
    — улучшать защиту здоровья работников по сравнению с типовыми нормами.

Решение о выдаче дополнительных СИЗ принимает работодатель после спецоценки и оценки профрисков на конкретных рабочих местах. Рекомендовать замену могут специалист по охране труда, руководитель подразделения или профсоюз. Изменения обязательно согласовывает профсоюз — это указано в пунктах 6, 7 Правил № 290н. Для этого будет правильным заключить соглашение между работодателем и уполномоченным от профсоюза.

Кодификатор условий труда и видов работ. Этот документ не обязательный, его составляют для удобства организации процесса — на основании данных о вредных и опасных факторах на рабочих местах и видах работ можно, например, составить документ о увеличении норм выдачи СИЗ. Информацию можно взять из результатов спецоценки, оценки профрисков и инструкций по ОТ.
Градацию по группам и подгруппам вредных и опасных производственных факторов в кодификаторе следует составлять по видам опасности и их комбинаций воздействия. Например: физические, химические, биологические. Можно взять виды опасностей из оценки профрисков. Организация кодирует опасности по классам и подклассам на свое усмотрение, исходя из проводимых работ и существующих опасностей. Для каждого кода также нужно предусмотреть вид СИЗ, который обеспечит защиту при выполнении соответствующих работ или воздействии факторов.

Список работников, которым выдают дополнительные СИЗ. Вот еще один необязательный документ, который помогает выдавать средства защиты сверх типовых норм. Список составляют специалисты по ОТ, чтобы систематизировать и ускорить процесс заполнения карточек и минимизировать количество ошибок.

Как пример: в списке указывают имя работника, его табельный номер, коды профессии и условий труда. Подходящие коды условий труда подставляют из кодификатора. Коды профессий устанавливают согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, утвержденному Госстандартом от 26.12.1994 № 367. По коду, который указан в этом списке работников, ответственные за выдачу СИЗ определяют, какие дополнительные средства защиты нужно выдать конкретному человеку.

Добавить комментарий