Об изменениях по экологии в 2023 году — 1

В 2023 году в области экологии тоже произошли серьезные изменения. Если СОТ выполняет функции специалиста по экологической безопасности или просто имеет несколько дополнительных обязанностей по экологии, то ему следует внедрить в работу нижеследующее.

Отходы

В сфере обращения с отходами семь изменений:

  • регионам позволили самостоятельно рассчитывать объемы ТКО для оплаты услуг регоператоров;
  • организациям разрешили принимать отходы I и II классов опасности от населения напрямую;
  • продлили срок эксплуатации свалок ТКО;
  • вступил в силу новый порядок согласования НООЛР;
  • урегулировали обращение с побочными продуктами животноводства;
  • урегулировали обращение с побочной продукцией производства;
  • изменилась плата за использование отходов недропользования.

Расчет объемов ТКО. С 1 сентября региональные власти вправе самостоятельно выбирать порядок расчета объемов ТКО. Расчеты могут включать как фактические данные по образованию ТКО, так и нормативы. На основании таких расчетов региональные власти определят суммы для оплаты услуг регоператоров. Если организация заинтересована в изменении подхода к расчету объемов ТКО, то необходимо направить предложения в региональный госорган, который занимается вопросами обращения с ТКО.

Отходы I и II классов опасности. Теперь физлица могут сдавать батарейки и другие отходы I и II классов опасности напрямую юрлицам и ИП. Такие организации могут либо самостоятельно перерабатывать опасные отходы, либо передавать их по договору с ФЭО. Чтобы обращаться с опасными отходами самостоятельно, у организации должна быть лицензия на обращение с отходами I и II классов опасности.

С 1 сентября 2024 года организации, которые накапливают и собирают отходы I и II классов опасности от физических лиц, должны отчитываться в ФЭО. Данные нужно вносить во ФГИС ОПВК.

Свалки ТКО. До 1 января 2026 года разрешили использовать для размещения ТКО объекты, которые введены в эксплуатацию до 01.01.2019 и не внесены в Государственный реестр объектов размещения отходов — ГРОРО. Это следует из пункта 2.1 статьи 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

Если организация передает или размещает на своей территории ТКО, нужно обратить внимание на место размещения отходов. Если объект размещения ТКО введен в эксплуатацию до 01.01.2019, но не внесен в ГРОРО, до конца 2025 года вывозить ТКО на него допустимо. Однако надо проверять остаточную вместимость полигона и наличие объекта в региональной территориальной схеме обращения с отходами. Если вместимость исчерпана или объект не включен в территориальную схему, размещать на нем какие-либо отходы нельзя.

—— Обратите внимание ——
Для объектов I и II категорий НВОС НООЛР — обязательный документ. Его включают либо в состав КЭР, либо в состав декларации о воздействии на окружающую среду.
———————————————————————————————————————————————————————————————————

Порядок согласования НООЛР. С 1 марта 2023 года заявление на согласование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР) принимают в электронном виде. Организации могут подавать заявление и документы на бумаге, только если нет возможности представить документы в электронном виде — указывается в абзаце 2 пункта 1 приложения к приказу Минприроды от 18.08.2022 № 540. Сроки рассмотрения заявлений сократились с 30 до 18 рабочих дней. Ответ направят в течение одного рабочего дня с даты принятия решения.

Если НООЛР нужно скорректировать, заявление на корректировку также нужно подавать в электронном виде. Отслеживать статус заявления допустимо не позднее 6-го рабочего дня с момента подачи заявления.

Обращение с побочными продуктами животноводства. Введено понятие «побочные продукты животноводства». Такие продукты не считают отходами, поэтому за их размещение не вносится плата за НВОС. Однако законом и постановлениями Правительства установили требования к обращению с такой продукцией. Если контрольный орган обнаружит нарушения в размещении или использовании продукции, ее признают отходом. Требования к обращению побочных продуктов животноводства утвердили постановлением Правительства от 31.10.2022 № 1940. Перечень нарушений закрепили распоряжением Правительства от 31.10.2022 № 3256-р. Контролировать обращение с побочными продуктами животноводства будут в рамках ветеринарного и земельного контроля — по постановлению Правительства от 29.10.2022 № 1925.

Если в организации происходит обращение с отходами животноводства или с побочными продуктами животноводства, необходимо учитывать новые правила. Хранить необработанные, непереработанные побочные продукты животноводства требуется только в специально оборудованных сооружениях и на спецплощадках. Спецплощадки должны иметь борты, монолитные бетонные или герметично сваренные пленочные покрытия, либо иметь в основании глиняную подушку толщиной не менее 20 см. Например, допустимо хранить побочные продукты в навозохранилищах, пометохранилищах.

—— Важно ——
С 1 сентября 2023 года до 1 сентября 2029 года действуют новые правила исчисления и взимания платы за НВОС — согласно постановления Правительства от 31.05.2023 № 881.
———————————————————————————————————————————————————————————————————

Хранить, обрабатывать, перерабатывать и транспортировать побочные продукты необходимо отдельно от хозяйственно-бытовых, производственных и смешанных сточных вод. Перевозить побочные продукты требуется только транспортными средствами или гидромеханическим оборудованием, применение которых исключает загрязнение окружающей среды.

Нельзя использовать необработанные и непереработанные побочные продукты. Чтобы подтвердить правомерность использования и реализации побочных продуктов, следует утвердить технические условия, в них закрепить:

    — характеристики побочных продуктов животноводства;
    — способы обработки и переработки;
    — условия использования;
    — методы контроля;
    — требования к безопасности.

С сентября 2023 года действует порядок внесения платы за НВОС при обращении с побочными продуктами животноводства. В порядке — формулы расчета платы и порядок применения повышающих коэффициентов.

Обращение с побочной продукцией производства. В законах закрепили понятия «вторичные ресурсы», «вторичное сырье» и «побочные продукты производства». Организациям передали право самостоятельно определять, относится вещество или предмет к отходам либо к побочным продуктам. Инспектор при проверке отнесет побочный продукт к отходам в двух случаях:

    если побочный продукт находится на объекте размещения отходов;
    если продукт не используется в собственном производстве, не передается другим лицам в качестве сырья или продукции за три года с даты его отнесения к побочным продуктам.

Если побочный продукт отнесут к отходам, то плату за НВОС рассчитают с повышающими коэффициентами — согласно пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 14.07.2022 № 268-ФЗ.

—— Обратите внимание ——
Вещества и предметы, которые не могут быть отнесены к побочным продуктам производства, утвердили распоряжением Правительства от 27.12.2022 № 4249-р.
———————————————————————————————————————————————————————————————————

Если у организации образуются побочные продукты, нужно закрепить в технических условиях организации: характеристики побочных продуктов производства; способы обработки и переработки; условия использования; методы контроля и требования к безопасности. Необходимо предусмотреть для побочных продуктов место размещения или складирования. Размещать побочные продукты там же, где и отходы, нельзя. Если побочные продукты разместить там же, где и отходы, продукт признают отходом. Место складирования побочных продуктов должно обеспечивать защиту окружающей среды и ее компонентов от загрязнения.

Первый отчет по ПЭК со сведениями об обращении с побочными продуктами надо сдать по итогам 2023 года. С 1 сентября 2023 года следует рассчитывать плату за НВОС с учетом обращения с побочными продуктами и требованиями постановления Правительства от 31.05.2023 № 881.

Плата за использование отходов недропользования. Все отходы недропользования V класса опасности разрешили использовать для трех целей: для собственных производственных и технологических нужд; для ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами; для рекультивации земель.

Возможность использования вскрышных и вмещающих горных пород тоже урегулировали. Вскрышные и вмещающие горные породы, которые образовались при пользовании недрами, можно использовать:

    — для добычи полезных ископаемых и полезных компонентов;
    — для собственных производственных и технологических нужд;
    — для ликвидации горных выработок и иных сооружений, которые связаны с пользованием недрами;
    — для рекультивации земель;
    — для ведения горных работ.

Вскрышные и вмещающие горные породы разрешили передавать другим организациям. При этом цели использования отходов могут быть как связаны, так и не связаны с недропользованием.

—— Обратите внимание ——
Требования к работам с отходами недропользования можно рассмотреть в приказах Минприроды и Роснедр от 25.04.2023 № 246/03 и № 247/04.
———————————————————————————————————————————————————————————————————

Если отходы использовать вовремя, за них не нужно вносить плату за НВОС — прописывается в подпункте «б» п. 1 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 343-ФЗ. Чтобы правильно использовать отходы недропользования, необходимо внести возможность их применения в технический проект или проектную документацию. Возможность использования отходов недропользования также может быть закреплена в лицензии на пользование недрами или в соглашении о разделе продукции.

Добавить комментарий