Как организовать практическое обучение

Правила № 2464 разрешают обучать работников охране труда внутри организации, но не объясняют, как организовать обязательную практическую часть. Здесь работодателю предоставляется некая свобода (в разумных пределах, конечно), но не освобождающая, разумеется, от ответственности.

О практической части

Обучение работников требованиям ОТ должно включать практические занятия для отработки навыков безопасного выполнения работ. Занятия нужно проводить с применением технических средств и наглядных пособий. Если работодатель обучает работников внутри организации, он должен создать учебные места или помещения для практического обучения и оборудовать их — согласно пункта 49, подпункта «а» пункта 96 Правил обучения, утвержденных постановлением Правительства от 24.12.2021 № 2464.

На практические занятия по программам Б и В отводят не менее 25 процентов от общего числа учебных часов. Например, объем программы Б должен быть не менее 16 часов, значит, практическая часть — не менее четырех часов. Также практические занятия проводят при обучении оказанию первой помощи и использованию СИЗ. На такие занятия нужно отводить не менее 50 процентов от общего числа учебных часов — указано в пунктах 36, 41 Правил № 2464. Если программы по обучению ОТ объединяют с программами обучения первой помощи и применения СИЗ, учебные часы, в том числе на практические занятия, рассчитывают отдельно — согласно пункта 47 Правил № 2464.

Правила № 2464 обобщенно формулируют требование к практической части программ обучения по ОТ, которая должна учитывать специфику вида деятельности, трудовые функции и условия труда — прописано в пункте 49 Правил № 2464. Как именно проводить практическое обучение и какое оборудование использовать, правила не уточняют.

Работодатель организует практическое обучение по своему усмотрению в зависимости от потребностей, бюджета и возможностей по созданию учебных мест. Например, при небольшом бюджете и ограниченной территории для отработки навыков безопасной работы на высоте выбирают компактные учебные стенды. Если бюджет и территория позволяют — учебные полигоны. Работодатели часто совмещают отработку навыков в рамках обучения по ОТ и профобучение. В таких случаях бюджет на учебное оборудование может быть расширенным.

Кроме стендов и полигонов, для практического обучения используют интерактивные наглядные пособия, стационарные и компьютерные тренажеры. Тренажеры могут быть эмуляторами или имитаторами. Эмуляторы не полностью воспроизводят объект или технологический процесс, а имитаторы — полностью. Например, тренажер «кабина локомотива» — это имитатор, а пульт управления локомотивом — эмулятор, потому что он часть кабины.

Какой вид учебного оборудования выбрать

Если работодатель сомневается, какой вид учебного оборудования выбрать, то лучше сначала определиться с бюджетом и предпочтениями: виртуальный комплекс или стационарный тренажер. На практике складывается так, что работодатели в разных отраслях чаще выбирают виртуальные обучающие комплексы, в которых реализованы цифровые двойники оборудования и технологий.

Если работодатель хочет заказать индивидуальный проект, он может обратиться к контрагенту с готовым техническим заданием, отдельными наработками или даже с примерным описанием того, что он хочет получить. Например, представляют перечень лабораторных работ, которые необходимо воспроизвести на учебном оборудовании, перечень аварийных ситуаций, определенную 3D-модель и т. д.

Диапазон цен на программные комплексы — примерно от 300 тыс. рублей до нескольких миллионов. Стационарные тренажеры и стенды — от 100 тыс. рублей. Стоимость готового учебного оборудования зависит от комплектации. Один и тот же тренажер может быть выполнен в разных комплектациях. Цена индивидуальной разработки зависит от требований заказчика и наполнения, которое он хочет увидеть в реализованном оборудовании или ПО. При этом не обязательно такая разработка будет дороже готового тренажера.

Добавить комментарий